«Андреевская церковь национального заповедника «София Киевская», которая является выдающимся объектом культурного наследия, памятником архитектуры национального значения как культовое сооружение, находящееся в государственной собственности, передается в безвозмездное постоянное пользование Вселенскому патриархату для совершения богослужений, религиозных обрядов, церемоний и процессий», — говорится в тексте закона.
Президент Украины Пётр Порошенкопоблагодарил парламентариев за поддержку своего законопроекта. По его мнению, это приблизило Украину «к цели — получению томоса об автокефалии Православной церкви в Украине».
Среди православных на Украине такое решение парламента восторгов не вызвало. Глава Информационно-просветительского отдела УПЦ архиепископ Климентотметил, что «с канонической точки зрения это решение создаёт целый ряд нарушений».
А депутат Верховной Рады от «Оппозиционного блока» Вадим Новинский в эфире телеканала «Украина» заявил, что «…это действие будет одним из способов расчёта с Константинопольским патриархатом за лояльность к украинской власти и незаконное предоставление томоса об автокефалии».
Известный киевский православный публицист Дмитрий Скворцов в интервью изданию Украина.ру отметил, что за передачу храма выступали политики, от православия весьма далёкие, — униаты, сайентологи и язычники. Он также прокомментировал результаты исследования социологической группы «Рейтинг», согласно которым более половины (54%) респондентов положительно относятся к идее создания «Единой поместной церкви» (противоположного мнения — 19%, высказываются безразлично об этом — также 19%).
— Дмитрий, выводы социологов вызывают некоторое удивление…
— А что тут может удивлять, если этот проект автокефалии, проект томоса — абсолютно политический? То есть за него ратуют только те, кто себя причисляет к украинской политической нации, не к стаду Христову. Украинскую политическую нацию, собственно, создала уния, униатство. И если посмотреть результаты опроса, то наибольшее количество проголосовавших за автокефалию находятся на Западной Украине. А население Западной Украины более чем на 90% состоит из униатов. Вот и получается представительность такая выборки, что это униаты голосуют в основном за автокефалию.
Удивляться тут нечему, потому что эта автокефалия не имеет никакого отношения к православию.
— Но ведь речь идёт об автокефалии именно православной церкви?
Православные прекрасно знают, что спасение души, которое даёт православная церковь, абсолютно не зависит от статуса этой православной церкви — автокефальная ли она, автономная ли она, митрополичий округ это или отдельные какие-то епархии…
Автокефалия — всегда следствие каких-то политических вещей. Христос сказал: «Да будут все едино». И автокефалия всегда является отрицательным явлением в православии. Хотя в мире существует 15 автокефальных церквей, не от хорошей жизни они стали автокефальными.
Русская православная церковь как можно дольше пыталась быть в составе Константинопольского патриархата. Но когда тот закоренел в своей унии, то Русская православная церковь просто не захотела оставаться в одном лоне с католиками, по сути.
Точно так же и другие церкви. Когда другие государства обретали свою независимость, реальную независимость, а Константинополь продолжал оставаться под игом иноверцев, и эти иноверцы меняли константинопольских патриархов как перчатки, бросали их в тюрьму, делали их зависимыми совершенно, утверждали их, снимали их… И понятно: как может в какой-то независимой стране православная церковь быть зависимой — от зависимого патриарха? Поэтому вынужденно в мире принимались автокефалии.
Иногда они складывались исторически. Например, Константинопольская церковь — она ведь не самая первая. До неё были и Антиохийская, и Иерусалимская… А Константинопольская церковь возвысилась только в IV веке, когда стала государственной в Римской империи.
— Другими словами, автокефалия — не самоцель?
— Для православных вообще не цель. Это политики автокефалию у нас на Украине превращают вот именно в того кумира, которому нельзя поклоняться в православии. Именно потому, что это политическое явление.
И особо «свидомые», и особо бессовестные — они и ведут к автокефалии. Мы же видим, кто «топит» за автокефалию в Верховной Раде. Вот сегодня принимался закон о передаче (Константинопольскому патриархату. — Ред.) Андреевской церкви. За это выступают, прежде всего, Парубий (спикер Рады. — Ред.) — униат прожжённый, депутат от «Народного фронта» Еленский — сайентолог, баба-яга Луценко — язычница, получается…
Вот это всё сторонники украинской автокефалии. Таким же образом и всеукраинский срез получается.
— Но не только униаты, сайентологи и язычники… По результатам исследования группы «Рейтинг», например, среди сторонников канонической УПЦ каждый десятый не против, чтобы после получения автокефалии новую поместную церковь возглавил глава «Киевского патриархата» Филарет. Чем это можно объяснить?
— Во-первых, это ведь не означает, что каждый десятый готов идти туда, к Филарету. Ну, если создают они там себе «новую поместную» церковь, наверное, будет логично, если на престол влезет Филарет.
А во-вторых, разве мимо проходит пропаганда? Не забудем о системе образования, которая уже 25 лет действует, два поколения, выросшие под лозунгом, что каждому независимому государству нужна независимая церковь.
— Вероятно, это утверждение не вызывает у молодёжи вопросов.
— Но, извините меня, в мире около двухсот государств, но всего лишь 15 поместных церквей. Так что это за лозунг такой? Взять католический мир: почему-то в государстве Испания, в государстве Португалия, в государстве Германия нет поместной католической церкви. Это что значит? Что они не являются независимыми государствами? Только Украина истинно независима?
— Избирательный подход…
— Это не избирательный подход, это не манипуляция даже, а просто откровенная ложь украинской власти.
От редакции: Отметим, представители фракции «Оппозиционный блок» в Верховной Раде Украины подали на рассмотрение парламента постановление об отмене передачи Андреевской церкви Константинополю, а также предложили альтернативный «подарок» в виде здания администрации президента Украины Петра Порошенко.