Наше издание продолжает отслеживать и анализировать тему противостояния официальных Бупапешта и Бухареста с официальным Киевом по вопросу о венгерском и румынском национальных меньшинствах, проживающих на Украине в приграничных с Венгрией и Румынией районах. Одним из камней преткновения, напомним, стал перевод образования на Украине только на украинский язык, в результате чего оттуда исключаются венгерский и румынский языки.
Также украинским властям не нравится раздача паспортов Венгрией и Румынией украинским гражданам венгерского и румынского происхождения.
О том, как в Румынии воспринимают эти проблемы, мы поговорили с политологом из Кишинева Владимиром Букарским. Он почти 30 лет занимается этими вопросами.
- Считают ли до сих пор в Румынии, что Буковина (Черновицкая область) и Бессарабия (в Одесской области) — это исконные румынские земли? И если да, то хотели бы их возвратить? Или возвратить они хотят исключительно Молдавию с Приднестровьем?
— «Униря Маре» — «Великое Объединение» — является общенациональной идеологией в Румынии, которую в той или иной мере разделяют все политические партии страны, за исключением Демократического союза венгров Румынии.
27 марта исполнилось 100 лет со дня «Малого Объединения» — присоединения Бессарабии к Румынии, а 1 декабря — столетний юбилей «Великого Объединения», когда в состав Румынии была включена Трансильвания. Вопрос о «восстановлении исторической справедливости», то есть о возвращении Бессарабии и Буковины в состав Румынии, ставился ещё в годы Николае Чаушеску.
Безусловно, румыны хотели бы возвратить все эти земли, но в особенности те, где румынское население составляет большинство и где оно идентифицирует себя как румыны. Речь идёт в первую очередь о Герцаивском, Глыбокском, Сторожинецком районах и юго-западной части Новоселицкого района Черновицкой области.
Эти территории до 1918 года входили в состав не Российской империи, а Австро-Венгрии, и население этих районов считает себя не молдаванами, а румынами. В частности, в Герцаивском районе румыны составляют 94% населения, в Глыбокском — 52%. Учитывая то, что Румыния не делает различий между румынами и молдаванами, в Новоселицком районе румыноязычное население, интересующее Бухарест, составляет 65%.
Что касается юго-запада Одесской области (Буджак, или Южная Бессарабия), там румыноязычное население, в большинстве идентифицирующее себя как молдаване, составляет более 100 тысяч человек, причём в Ренийском районе молдаване составляют 50% населения. Значительная часть молдаван живёт в Измаильском, Килийском и Саратском районах.
- Раздает ли Румыния подобно Венгрии румынские паспорта румынам, проживающим на территории Украины?
— Румыния ещё с 90-х годов осуществляет активную раздачу своих паспортов румыноязычному населению Черновицкой, Одесской и Закарпатской областей. Ещё в 1994 году власти Румынии приняли закон «О гражданстве», дающий право на румынский паспорт всем этническим румынам (включая молдаван).
Позднее вступил в силу закон «О репатриации», согласно которому право на гражданство получили жители всех территорий, когда-либо входивших в Румынию, в том числе Республики Молдова, а также Черновицкая область и часть Одесской, чьи предки на 28 июня 1940 года обладали гражданством Румынии.
Особенно активно этот процесс начался после 2007 года, когда Румыния вступила в Евросоюз. На сегодняшний день в Черновицкой области проживают 100 тысяч граждан Румынии, в Одесской области — 1 тысяча румынских граждан.
- Понимают ли в Румынии всю опасность украинского национализма и бандеровщины, в том числе и для румынского национального меньшинства?
— На сегодня в Румынии ещё нет полного осознания опасности украинского национализма. В большинстве своём румыны по-прежнему в качестве своих главных противников склонны рассматривать Россию и Венгрию. Первое осознание тревоги со стороны Бухареста последовало в 2017 году, когда Верховная Рада приняла Закон об образовании, дискриминирующий национальные меньшинства на Украине. МИД Румынии выразил «озабоченность» этим законом. Но серьёзного, системного противостояния украинскому национал-шовинизму со стороны Румынии на сегодня нет.
— Как Румынская православная церковь относится к конфликту Константинопольского и Московского патриархатов по украинскому вопросу? На чей она стороне?
— На данный момент Румынская церковь заняла выжидательную позицию и не выступает в поддержку ни Москвы, ни Фанара. Однако 25 ноября ожидается визит патриарха Варфоломея в Бухарест и его участие в освящении «Собора Нации». Ряд авторитетных экспертов предполагают, что в ходе этого визита патриарх Фанара Варфоломей и румынский патриарх Даниил могут сделать совместное заявление о незаконности распространения юрисдикции Русской православной церкви на Молдову, а также о «назревшей необходимости» раздела между Фанаром и Румынским патриархатом церковной молдавской территории. При этом в ведение Фанара может отойти юг Молдовы, включая Гагаузию.
- А как румынские националисты хотели бы решить украинскую проблему в Бессарабии и Буковине? Не хотели бы послать туда экспедиционный корпус Железной гвардии?
— На данный момент румынские националисты более озабочены идеей поглощения Молдовы. И то, некоторые из них считают, что необходимо освободиться от такого «балласта», как Приднестровье и Гагаузия. Хочу отметить, что, если бы сегодня на территории правобережной Молдовы (без Приднестровья) состоялся референдум о присоединении к Румынии, по данным соцопросов, за проголосовали бы порядка 25%, в то время как 65% проголосовали бы против. Думаю, что силовое воздействие румынских «железногвардейцев» на юг Бессарабии и север Буковины — дело очень отдалённого будущего.