Пётр Порошенко продолжает раскручивать свою триаду: армия, язык, вера. На смену большим плакатам «Армия защищает нашу землю. Язык защищает наше сердце. Вера защищает нашу душу» пришли раздельные. Теперь «Сильная армия — залог мира», «Государственный язык — залог единства», «Поместная церковь — залог независимости».
Трудно не заметить некоторые противоречия.
Армия вроде бы есть, и даже, если верить президенту, — одна из сильнейших на континенте. А вот мира почему-то нет.
Язык опять же есть. Но единство, по словам того же президента, обеспечивает, неожиданно, Путин.
Ну а плакат о церкви намекает, что независимости не было и нет до сих пор. Или же есть, но тогда возня вокруг томоса лишена смысла, поскольку независимость гарантируется Киевским патриархатом, которому томос как бы и не к чему — он уже автокефальный.
Впрочем, возможно, всё связано с тем, что создание сильной армии, государственного языка и поместной церкви — в процессе. А вот главное — чем процесс закончится, когда, по замыслу политтехнологов президента, всё расцветет пышным цветом, — неизвестно. Впрочем, наружная реклама, по сути, не про глубокие обобщения. Это лишь примитивно и красочно изложенные «приманки» для избирателя.
В целом же создается впечатление, что Порошенко рекламирует ценности Тягнибока. Тягнибок же не выдвигается, но и кандидатуру Порошенко не поддерживает.
Юлия Тимошенко закончила кампанию по раскрутке своего «Нового курса» и неожиданно начала подыгрывать Порошенко. Сейчас её основной плакат гласит, что «Будущее Украины — в ЕС. Безопасность Украины — в НАТО».
Возникает впечатление, что Тимошенко оппонирует Порошенко, призывая возвратиться к евроинтеграционной повестке дня. Но её позиции тут всё равно слабые — ведь предложения по изменению конституции в плане интеграции в ЕС и НАТО внёс именно президент и избирателям ещё об этом напомнят. До этого Тимошенко также послушно поддержала языковые и религиозные инициативы президента, соответственно, уступая ему лидирующие позиции.
В общем, смысл такого позиционирования понятен — Тимошенко ориентируется на тот же радикальный электорат, что и Порошенко, и ей надо преодолеть контрпропаганду, представляющую её «кремлёвской консервой».
С другой стороны, до выборов ещё далеко и Тимошенко имеет возможности (и, скорее всего, планы) переориентировать свою рекламную кампанию в сторону социальных требований. Например, на последнем согласительном совете Тимошенко требовала принятия мораториев на повышение тарифов на газ, продажу земли сельскохозяйственного назначения и газотранспортной системы. Вполне вероятно, что эта тема ещё появится на наружной рекламе.
Реклама Евгения Мураева производит впечатление прежде всего своей массовостью. Местами в области арендованы подряд по нескольку плоскостей. Направлена она на узнаваемость: «Нужны наши люди. Евгений (по-украински должно быть «Евген», в чем фишка, непонятно. — Авт.) Мураев».
Есть основание полагать, что это одновременно реклама и партии «Наши», и телеканала «Наш» (начало вещания планируется на 7 ноября). Такая практика уже была опробована дуэтом Мураев—Рабинович на опыте телепрограммы «За жизнь» и одноимённой партии. Видимо, опыт был сочтен успешным.
Каких именно людей следует считать «нашими», в рекламе не поясняется — это, видимо, будет осуществлено на следующих этапах.
Неожиданно появилась реклама львовского мэра Андрея Садового. Казалось бы, его рейтинг надежно похоронен под грудами львовского мусора. Ан нет — жив курилка. С другой стороны, его можно понять — не выдвинув своего кандидата, партия «Самопомощь» теряет темп…
Содержание рекламы простое: «Андрей Садовый. Следующий». Тут надо понимать особенность украинского слова: в русском «следующий» это просто перечисление, а в украинском — с оттенком действия: наступающий вслед за чем-то/кем-то.
Трактовать плакат можно как угодно. Например — следующий после выборов 2019 года. Ну или следующий непроходной.
P.S. Еще в Киеве много рекламы Олега Винника. Он, правда, в президенты вроде бы не собирается. Хотя… Во время новогоднего телеконцерта Винник оказался на трибуне, попытался сказать с нее речь, но его тут же забрала полиция. После этого сразу же пошло новогоднее поздравление Петра Порошенко. Идеологическую провокацию, кажется, допустили плюсы (телеканал «1+1». — Ред.) или «Интер».
В целом можно констатировать, что политические конкуренты еще не запустили во всю мощь уличного пиара свои президентские кампании. Но кандидаты и тенденции уже обозначились.