Экс-бойцы украинских добровольческих батальонов, получившие документы участников боевых действий, льготы и привилегии, ищут легкий заработок. Пополняют ряды криминалитета. В прошлом записные защитники Украины, они переквалифицируются в вымогателей, налетчиков и воров, а некоторые берутся даже за самую грязную работу — убийства.
Кому деньги не пахнут
Много шума летом 2018 года наделало убийство бердянского активиста, ветерана АТО Виталия Олешко по кличке Сармат. С ним расправились среди бела дня во дворе его гостиницы, на глазах у жены и приятеля, двумя выстрелами в спину — что больше напоминало казнь.
Киллер спокойно покинул место преступления, пока свидетели расправы причитали над телом. Приятели Сармата тут же заявили, что с Олешко якобы расправились за его политическую позицию: он, дескать, перешел дорогу местному депутату Верховной рады.
Но тут же всплыло обстоятельство: помимо своей активной гражданской позиции и критики власти, Олешко выбивал земные блага для себя и своих боевых товарищей. В частности, вымогал у одного из местных фермеров 175 тысяч гривен, грозил неприятностями со стороны прокуратуры. И вообще прославился как скандалист со склонностью с алкоголю.
Выяснилось, что погибший Олешко — отец известного «порохобота» Мирослава Олешко, одного из руководителей скандального сайта «Миротворец». Портал собирает личные данные артистов, политиков, журналистов и обычных украинцев, которые не разделяют политику нынешней власти на Украине, посещают Крым, высказываются против братоубийственной войны. Вот только своего отпрыска вместе с матерью Олешко-старший бросил еще в младенчестве. Это, кстати, тоже было одной из версий убийства.
Надо отдать должное полиции: в поиске подозреваемых в убийстве Сармата они сработали как никогда слаженно и быстро. В тот же день задержали подозреваемых: им от 30 до 40 лет, все приезжие, есть ранее судимые за разбой и кражи. Киллером при этом оказался бывший атошник Артем Матюшин.
Он служил в батальоне «Торнадо», руководство которого прославилось изнасилованиями, грабежами, похищениями людей и прочими страшными подвигами на Донбассе, а потом перешел в приближенный к руководству МВД батальон «Азов».
В ходе следствия выяснилось, что Матюшина нанял один из бердянских предпринимателей, владелец ресторана «Мохито», который решил избавиться от вымогателя в лице Олешко. Как признался киллер, ресторатор Сигида попросил его припугнуть человека, «который называет себя общественным деятелем и борцом с коррупцией, а сам рэкетир и вымогатель». За это обещал дать денег на развитие бизнеса.
Матюшин взял в помощь приятелей и все исполнил, как просили. Вот только Сармат от выстрела погиб. Сейчас друзья Олешко пытаются уверить, что он не рэкетир, а борец за справедливость. А то, что убийцей оказался еще один доброволец, — просто стечение обстоятельств.
Легкий заработок
На Украине — масса историй, когда вчерашние атошники пошли по скользкой дорожке. 30 сентября двое неизвестных напали на дом адвоката Андрея Буша в престижном частном секторе Киева на Печерске. Хозяина подкараулили во дворе, прострелили ему ноги и затащили в дом, открыв двери его ключами.
Супругу с младенцем закрыли в туалете. Под пытками у хозяина узнали шифр от сейфа. Забрали $4300, 300 евро и ожерелье из драгоценных камней. Покидая место преступления, грабители хотели бросить в дом гранату, но женщина уговорила их этого не делать.
К счастью, соседи услышали крики и вызвали полицию, которая приехала неожиданно быстро. В полицейских полетела граната, преступники отстреливались из пистолета и автомата. Полицейские открыли огонь в ответ. Позже, когда прочесывали территорию, наткнулись на бездыханное тело одного из нападавших — без документов.
Через несколько дней по опубликованной в СМИ фотографии нашлись родственники погибшего. Он оказался жителем Житомирской области. Выяснилось, что погибшему 35 лет, он служил в зоне военной операции в Донбассе в 2014 году, был разведчиком, а в последнее время якобы работал в одной из охранных фирм Киева. Кто был его напарником и сбежал вместе с награбленным, полиция еще не знает.
А незадолго до этого, 12 сентября, по подозрению в вооруженном рейдерском захвате элеватора в селе Занки Змиевского района Харьковской области полицейские задержали экс-командира роты МВД «Восточный корпус» Олега Ширяева. Ширяев командовал ротой с 2014 по 2015 год, затем служил в батальоне «Азов». Как оказалось, в рейдерском захвате сельхозпредприятия принимали участие его бывшие сослуживцы.
Через несколько дней в самом Харькове со стрельбой задержали подозреваемого в вымогательстве денег главу городской ассоциации ветеранов АТО Дениса Семенюка. Он воевал в Донбассе в составе 92-й бригады. Напарника Семенюка, бывшего бойца АТО Алексея Литовченко, застрелили при задержании, когда он хотел взорвать гранату.
По данным оперативников, экс-атошники вымогали у предпринимателей 30 тысяч долларов, в случае отказа обещали заблокировать строительство автозаправки. Бизнесмены обратились к правоохранителям, которые зафиксировали передачу первой партии денег и задержали вымогателей во время передачи остальных — 20 тысяч долларов.
Или в политику, или в бандиты
Но описанные выше случаи — только вершина криминального айсберга, считают бывшие украинские силовики. Печальные времена для Украины еще впереди.
Пришедшим с войны бойцам нечем себя занять, они не находят работы. Так появляются банды, состоящие из бывших атошников. Об этом рассказал Леонид Остальцев, воевавший в составе 30-й отдельной механизированной бригады ВС Украины. После возвращения он основал пиццерию Pizza Veterano.
«Ветераны — это тот слой населения, который меняет впоследствии страну. В нашем случае этому слою населения не дают расправить крылья, не создают подходящих условий. Это очень печально, потому что есть два варианта развития событий. Первый — мы даем ветеранам самореализоваться, создаем возможность, чтобы они открывали бизнес, шли в политику, меняли государство. Либо второй вариант — они начнут заниматься х…й полнейшей. Будет криминал, будут бандформирования, которые уже присутствуют», — отметил Остальцев.
По его словам, отсутствие достойной компенсации для ветеранов уже приводит к тому, что их группы объединяются для того, чтобы «отжимать» бизнес или выступать в роли частной армии.
«Это не говорит о том, что ребята плохие. А что им делать? Вот он не умеет больше ничего делать. Он приехал с войны, умеет хорошо стрелять. Вот он возвращается домой: что, он на заправку будет идти? Я бы не пошел», — говорит Остальцев.
Под «крышей» Луценко
По мнению экс-сотрудника уголовного розыска МВД Украины Андрея Кондрашова, как бы власть ни заигрывала с ветеранами АТО, они все равно будут искать легких денег.
«Начнем с того, что изначально батальоны формировали из ранее судимых граждан, которые и в зоне АТО занимались мародерством и насилием на Донбассе. Тогда это приветствовалось властью, так как они нагоняли страх на местное население.
Но наши правители просчитались, так как основная масса этих мародеров вернулась к мирной жизни. Проблема в том, что они уже вкусили и запах крови, и легкость добычи. И, уже на мирной территории, занимаются тем, чем занимались до АТО и на Донбассе. При этом в полиции стараются не афишировать участие ветеранов в криминале, но шила в мешке все равно не утаить», — рассказывает изданию Украина.ру Андрей Кондрашов.
Однако главная проблема — в том, что даже матерым преступникам идут навстречу и всячески их покрывают. Генеральный прокурор Юрий Луценко признался, что лично закрыл десятки тысяч уголовных дел против «защищавших Украину добровольцев».
А безнаказанность рождает вседозволенность.