На минувшей неделе началось очередное обострение конфликта вокруг сербского края Косово, много лет неподконтрольного Белграду. Президент Сербии Александр Вучич привел армию страны в состояние полной боевой готовности после того, как спецназ косовских албанцев занял подходы к самой крупной на Балканах ГЭС «Газиводе». Она находится на севере Косово, однако контролируется энергокомпанией Сербии.
Вучич сразу же после инцидента заявил, что собирается просить поддержки у Путина, и уже 2 октября президент Сербии провёл в Москве переговоры со своим российским коллегой. Они обсудили ситуацию на Балканах и экономическое сотрудничество. «Все, что мы искали, мы получили. Мы обо всем договорились», — сказал Александр Вучич по итогам переговоров, добавив, что не может публично раскрыть подробности, однако выразил надежду, что Владимир Путин посетит Белград до конца года.
Предыдущая встреча Путина и Вучичасостоялась 8 мая этого года, причём президент Сербии был первым главой иностранного государства, с которым президент РФ встретился после инаугурации главы российского государства. На переговорах тогда обсуждались российско-сербские отношения, поставки военной техники, а также проблема Косова.
Почему Косово так важно для Сербии
Помимо значительной сербской общины и ряда предприятий, главная ценность края Косово для сербского народа — духовная. В XII — XIII веках край стал религиозным, культурным и политическим центром Сербии, в конце XIII века резиденция митрополита Сербской православной церкви была перенесена в косовский город Печ. Однако постоянные войны, которые вели между собой местные правители, существенно ослабили Сербию в условиях нарастающей угрозы со стороны Османской империи. В 1389 году на Косовом поле (рядом с Приштиной) объединённая сербская армия князя Лазаря была разбита численно превосходящими войсками султана Мурада I, а сам князь убит. Сербия признала сюзеренитет Османской империи, и хотя окончательная потеря сербской государственности произошла через несколько десятилетий, именно битва на Косовом поле стала важнейшим историческим событием, которое ярче других врезалось в народное сознание. День этой битвы, Видовдан (28 июня), стал главным национальным праздником Сербии, в который не принято петь и веселиться.
История Косовского конфликта
Хотя на протяжении веков турецкого владычества из Косова изгоняли сербов и заселяли туда мусульман, в первую очередь албанцев, по состоянию на 1920 год албанцы составляли лишь 49,5% населения края. В годы II мировой войны территория Косова была оккупирована Италией и включена в состав Албании, албанскими националистами были убиты тысячи сербов. От 100 до 200 тысяч сербов покинули эти земли, на их место из Албании переселились от 70 до 100 тысяч албанцев.
После освобождения края в 1944 году Народно-освободительная армия Югославии столкнулась с серьезным сопротивлением косовских албанцев, только к июлю 1945 года их отряды были разгромлены или вытеснены в соседние страны. Стремясь успокоить местных албанцев, недовольных возвращением Косова в состав Сербии, глава югославских коммунистов Иосиф Броз Тито запретил изгнанным сербам возвращаться в Косово и пообещал рассмотреть вопрос о возможном объединении Югославии с Албанией. Именно с этой целью территория Косово была выделена в автономную область в составе Сербии в рамках Федеративной Народной Республики Югославии в 1945 году.
Принятие новой Конституции СФРЮ в 1974 году увеличило степень автономности краев, будучи в составе Сербии, они имели почти те же права, что и сама Сербия в рамках Югославии. Косово и Воеводина могли блокировать любое решение Сербии, в то время как республика не могла влиять на решения своих автономий. Руководящие органы Косово подчинялись республиканским властям только в том случае, если считали это выгодным для себя. В крае фактически дискриминировались сербы и постоянно росло количество албанцев: в 1971-м они составляли уже 71,8% населения края, а в 1991-м — вообще 86,9%.
В 1990-м был принят новый основной закон Сербии, восстановивший верховенство республиканских законов над краевыми на всей территории республики. Косово была оставлена лишь территориальная и культурная автономия. Косовские албанцы не признали новую конституцию и стали создавать параллельные албанские структуры власти. В 1991 году в крае был проведен нелегальный референдум, одобривший независимость Косово. Косовские националисты провозгласили непризнанную «Республику Косово», избрали президентом Ибрагима Ругову. Для борьбы за независимость в 1996 году была создана «Освободительная армия Косово».
В 1998 году межэтнический конфликт перерос в кровопролитные вооруженные столкновения. 24 марта 1999 года без санкции ООН началась военная операция НАТО против Югославии, продолжавшаяся до 20 июня 1999-го, когда из Косово был завершен вывод югославских войск. После этого в край были введены миротворцы ООН (формально, реально — войска стран НАТО). В августе 1999 на границе Косово и Македонии было начато строительство одной из самых больших в Европе военных баз США Camp Bondsteel (открыта летом 2000 года). Несмотря на наличие западных военных и полиции, с 1999 года на почве этнических конфликтов Косово покинуло более 200 тысяч сербов.
Косовский прецедент
17 февраля 2008 года состоящий исключительно из албанцев «парламент Косово» принял декларацию о независимости края. Это создало прецедент насильственного передела границ в Европе, ведь в июле 2010 года Международный суд ООН решил, что провозглашение независимости Косово от Сербии не противоречит нормам международного права. К настоящему времени Косово признают 110 из 193 стран-членов ООН. Не признают Косово, помимо Сербии, в частности, Россия, Китай, Индия, а также Грузия, Молдова и Украина. Кроме того, Косово не признали и несколько стран ЕС: Греция, Испания, Кипр, Румыния и Словакия.
Москва, несмотря на то, что до сих пор официально считает Косово частью Сербии, применила «косовский прецедент» на Кавказе, признав независимость Абхазии и Южной Осетии, а также для обоснования воссоединения Крыма с Россией.
«На небе Бог, на земле Россия!»
Именно эту сербскую пословицу вспомнил в 2009-м предшественник Вучича на посту президента Сербии, Борис Тадич, благодаря Москву за поддержку Белграда в косовском конфликте. Однако нынешний сербский лидер в начале июня этого года заявил в интервью французской газете Le Monde: «Мы не признали Крым частью России. Если бы мы это сделали, это означало бы, что мы поддержим независимость Косово».
Логика небезупречная, но не заявит же президент Сербии прямо, что его страна не может признать Крым российским, поскольку может лишиться статуса кандидата в члены ЕС. Однако Вучич так и не выполнил своих обещаний предоставить дипломатический статус персоналу Российско-сербского гуманитарного центра в Нише, созданному для реагирования на чрезвычайные ситуации в Сербии и других странах Балканского региона. При этом ещё в феврале 2016-го, когда Вучич был премьером Сербии, её парламент ратифицировал соглашение с НАТО, предоставляющее персоналу альянса свободу передвижения по сербской территории, доступ ко всем объектам, а главное — дипломатический иммунитет, в том числе для грузов. А когда в 2017-м Вучич был избран президентом Сербии, на место премьера он предложил Ану Брнабич, которая ранее 9 лет работала в USAID.
2 октября после переговоров с Путиным Александр Вучич заявил: «Мы ожидаем такую же и еще более сильную поддержку России на международных форумах по вопросу нашей территориальной целостности, по вопросу нашего независимого и свободного принятия решений». Можно только саркастически добавить: независимого от России и свободного от обязательств перед ней.