Шальные «нулевые»: как стать миллиардером
Свой бизнес в это регионе тогда еще просто миллионер Петр Порошенко начал с Приднестровья: здесь он когда-то рос и работал, остались связи и «нужные» люди. Легким движением руки ему в начале 2000-х за короткий срок удалось скупить за бесценок акции банкротящихся предприятий.
— А чьи это заводы?— мог уже скоро спросить любопытный турист первого попавшегося местного жителя, указывая на Бендерский масло-экстракционный комбинат или на Бендерский же комбинат хлебопродуктов, на пивзавод или на фабрики «Тигина» и «Флоаре».
И получить ответ:
— Петра Алексеевича Порошенко!
— Неужели и такой гигант как Рыбницкий металлургический завод тоже его?— не унимался турист.
— Его, но не полностью. Он — совладелец, — отвечал местный житель, доставая махорку и газету (тогда в этих местах было совсем плохо с сигаретами).
Сейчас в это сложно поверить, но в свое время Порошенко был одним из двигателей проекта, который позже назовут «Меморандум Козака» (российский план объединения Приднестровья и Молдавии, над которым специальный представитель президента РФ Дмитрий Козак). Мотивировали его не патриотизм или какие-то иные красивые побуждения, а исключительно корысть — уж очень хотелось легализовать свой бизнес.
Мог ли тогда кто-то предположить, что к 2018 году деловой партнер Порошенко по фамилии Плахотнюк станет миллиардером и, по сути, хозяином Молдавии? Со всеми вытекающими отсюда возможностями и преференциями.
Люди не пахнут: утром деньги, вечером — заключенный
О том, что между олигархами до сего дня существует связь и взаимовыгодный бизнес, можно судить по одному очень показательному примеру. В 2016 году по просьбе Плахотнюка президент Украины фактически сдал гражданина своей страны Вячеслава Платона, которого обвиняли в рейдерстве и краже миллиарда долларов из молдавского аналога Сбербанка.
Пикантность ситуации заключалась в том, что Украина не экстрадирует своих граждан, но — не в тот раз. В итоге, Вячеслав Платон на частном самолете был перемещен из Киева в Кишинев, где сегодня отбывает 18-летний срок в местной тюрьме. Злые языки утверждают, что Влад Плахотнюк отблагодарил Порошенко суммой в 3 миллиона долларов. Языки, которые еще злее, клянутся, что миллионов было на порядок больше.
Во-вторых, есть версия, что Плахотнюк держит нынешнего президента «на крючке», шантажируя рассказать всю правду о странной смерти в конце 90-х родного брата Петра Алексеевича — Михаила, бизнес которого нынешний президент Украины унаследовал, внезапно став не просто богатым человеком, а — очень богатым.
Куда податься?
Иными словами, когда в 2019 году Петр Порошенко с треском проиграет президентские выборы (а все идет к этому), ему будет куда бежать от возможного уголовного преследования.
Причем, сделать это можно будет с пустыми руками — миллионы (а, может, и миллиарды) дожидаются своего хозяина на гостеприимной молдавской земле. Как говорят молдаване: «Бине аць венит» («Добро пожаловать»)!