Он считает, что у отечественных политиков нет цели оптимизировать общественные отношения. Зато есть цель усилить конфликтность между людьми в мультикультурной стране, надавив на болевые точки — чтобы население не задавалось вопросами о бюджетном процессе и сложной социально-экономической ситуации.
«Я не знаю ни одной европейской страны, которая смогла бы, спекулируя на теме языка, построить единство в стране. Пытались некоторые государства в 1920-1930-х гг это сделать (в частности, нацистская Германия — ред.), и чем это закончилось? Конфликтами, уничтожением групп несогласных и в целом — большой войной в Европе. Несомненно, и сейчас есть трения. Но Евросоюз научился после Второй мировой войны решать такие вопросы консенсусно», — отметил эксперт.
По словам Якубина, декларации украинских чиновников и депутатов о европейской интеграции не соответствуют действительности. Так, например, Венгрия и Польша — которые вместе с другими странами ЕС недовольны образовательной реформой в Украине, ущемляющей язык нацменьшинств — в очередной раз убедятся, что украинское государство и не думает исправляться и соблюдать права человека.
Аналитик также отметил, что власть Украины использует языковой вопрос для усиления давления на масс-медиа и контроля над умами сограждан.
Законопроект «Об основах государственной языковой политики» (закон Колесниченко-Кивалова) был принят 3 июля 2012 года. Документ вступил в силу 10 августа 2012 года. Он предусматривает возможность официального двуязычия в регионах, где численность нацменьшинств превышает 10%.
24 февраля 2014, после госпереворота в Киеве, ВР проголосовала за отмену этого закона. Но тогдашний председатель Верховной Рады Александр Турчинов, в нарушение конституции исполнявший обязанности президента после свержения законного главы государства Виктора Януковича, под давлением общественности отказался подписывать принятый закон, и он не вступил в силу.
10 октября 2014 Конституционный суд открыл производство по делу о неконституционности закона Колесниченко-Кивалова. 28 февраля 2018 КСУ признал этот закон неконституционным из-за нарушений процедуры при его принятии.