О связи Константинопольского патриархата и США в вопросе предоставления томоса об автокефалии Украине издание «Украина.ру» уже писало. В свою очередь Элпидофора считают возможным преемником престарелого Вселенского патриарха Варфоломея, которому уже 89 лет.
Кстати, Прусса, митрополитом которой он является — это не историческая часть Германии, а греческое название города Бурса в Турции.
Жизненный путь
Митрополит Элпидофор, в миру Иоаннис Ламбриниадис, родился в 1967 году в Стамбуле. Учился в Бонне, в Германии, затем в Ливане. В 2004 году был назначен преподавателем в греческой православной школе в Бостоне, в США. А уже сразу же после своей работы в Америке по предложению патриарха Варфоломея был назначен архиграматеем, то есть генеральным секретарем Священного Синода Константинопольского патриархата.
В 2011 году был рукоположен в епископа Прусского и возведен в сан митрополита. На хиротонии Элпидофора Варфоломею сослужили множество влиятельных архиеерев, возглавляющих отделы внешних связей разных Поместных церквей, в том числе председатель отдела внешних церковных связей РПЦ митрополит Волоколамский Илларион и архиепископ Белоцерковский Митрофан. После хиротонии патриарх Кирилл даже заявил о том, что: «факт участия иерарха Русской Православной Церкви в архиерейской хиротонии в Георгиевском Патриаршем соборе является уникальным событием, свидетельствующим о том, что отношения между нашими Церквами переживают подъём и динамично развиваются».
Но в итоге Элпидофор стал одним из наиболее активных обличителей РПЦ на Фанаре. В 2014 году он опубликовал ответ на обнародованную Синодом РПЦ позицию относительно притязаний Фанара на верховенство в православном мире. Ответ был озаглавлен «Первый без равных. Ответ на «Позицию Московского Патриархата по проблеме первенства во Вселенской Церкви».
Митрополит бросился с места в карьер: «Похоже, что в недавнем синодальном решении, Русская Церковь еще раз выбрала путь собственной изоляции от богословского диалога с Римско-Католической Церковью и общностью Православных Церквей». И уже тогда, в январе 2014 года, когда на Майдане готовилась эскалация на Грушевского, были заложены основы будущего конфликта вокруг украинской автокефалии.
Элпидофор пишет: «Это тройное первенство (Константинопольского патриарха) переходит в особые привилегии, такие как права на апелляцию и право предоставлять или отнимать автокефалию… Это привилегия, которой Вселенский Патриарх пользовался даже в случае некоторых современных Патриархатов, пока еще не утвержденных решениями Вселенских Соборов, первым из которых является Московский Патриархат».
В этой же публикации митрополит обвинил РПЦ в изоляции: «отсутствие Московского Патриархата в составе Конференции Европейских Церквей, а также нынешнюю стратегию представителей этой Церкви служить Божественную литургию отдельно от представителей других Православных Церквей, закрываясь в местных Посольствах Российской Федерации всякий раз, когда существует возможность для общеправославной литургии в различных контекстах».
При этом Элпидофор имел в виду, видимо, возможность сослужить с непризнанными церквями, сектами или католиками, что запрещено законом, но практикуется в ультралиберальном Константинопольском патриархате.
Элпидофор был одним из организаторов планировавшегося в 2016 году Всеправославного собора, и, когда он сорвался из-за отказа Москвы и нескольких других церквей утверждать главенство Фанара, стал одним из спикеров по критике патриарха Кирилла.
В июле 2018 года был опубликовано его выступление на 8-й международной православной богословской конференции, в котором большое внимание было уделено вопросу срыва Собора 2016 года. В докладе митрополит обвинил РПЦ в том, что та пыталась «размыть и ослабить содержание повестки, блокировать созыв Собора в последние минуты и скомпрометировать авторитет его решений».
И в очередной раз в докладе был поднят вопрос эксклюзивного права Фанара на предоставление автокефалии церквям.
В 2018 году появилось интервью митрополита Элпидофору православному изданию «Правмир». В нем на вопрос журналиста, почему созванный в итоге собор 2016 года напоминал мероприятие, проводимое под эгидой США, Элпидофор ответил: «Вселенский патриархат, неся на себе бремя ответственности по проведению собора, привлек к организации американских греков, имеющих соответствующий опыт, в том числе орден архонтов Патриархата, состоящий исключительно из церковных деятелей, служащих в Американской Архиепископии и не имеющих никакого другого отношения к государственной службе, американской или какой бы то ни было другой».
В том же интервью он заявил, что «РПЦ должна приложить побольше усилий к тому, чтобы вновь завоевать доверие не только Константинопольского Патриархата, но и десяти Православных Церквей, которые задела закулисная деятельность с ее стороны, приведшая к неучастию и других Церквей».
Засланный казачок
Однако митрополит несколько лукавит, когда говорит об отсутствии связей с США. Он сам обладает обширными связями в Вашингтоне, что позволяет ему быть посредником между Фанаром и различными американскими госслужбами.
Уже несколько раз он присутствовал на встречах Варфоломея с экс-вице-президентом США Джо Байденом. Кстати, именно с Байденом встречался украинский раскольник Филарет, когда в сентябре ездил в США согласовывать свою кандидатуру на пост главы Поместной церкви.
Элпидофор также встречался с помощником госсекретаря США по делам Европы и Евразии Филиппом Гордоном, которого СМИ называют близким к американским спецслужбам.
Известный британский журналист Мартин Бэнкс в своем расследовании «Вашингтон готовит преемника своего духовного представителя в Турции» пишет о том, что митрополит Элпидофор имеет немалые финансовые возможности: «В сентябре 2012 г. в турецком городе Муданья митрополит Элпидофор купил третий по древности в мире православный храм. В 2007 г. это строение было оценено примерно в $400 000. Судя по состоянию здания, проект восстановления и начатая в 2014 г. работа также потребовали огромных денег. Но где эти средства взял Элпидофор? Неужели их выделил греческий православный патриархат, чья паства в Турции весьма мала? Или он получил деньги от своих западных друзей, которые являются посредниками между патриархатом и американскими спецслужбами?»
И, кстати, по стечению обстоятельств, именно электронную почту Элпидофора пытались взломать мифические «русские хакеры» из группировки Fancy Bear в сентябре 2018 года.
Потенциальный преемник
Но не только за океаном есть друзья у Эпидофора. Как говорят СМИ, он дружен, в отличие от большинства архиереев Константинопольского патриархата, и с турецкими властями. Этому способствует то, что он родился в Стамбуле, отлично владеет турецким, всегда лояльно отзывался о политике властей.
Следует учитывать то, что Константинопольский патриархат имеет не очень хорошие отношения с турецкими властями. Кроме того, что Эрдоган активный исламист, власть обвиняет Фанар в поддержке неудавшегося переворота 2016 года. После победы над заговорщиками Эрдоган заявил о том, что переворот инспирировали из Америки.
Кроме этого, в расследовании британского журналиста Бэнкса Элпидофора называют не просто потенциальным преемником Варфоломея, но и активным интриганом против действующего патриарха. Весной 2018 года произошел конфликт между Фанаром и Американской архиепископией, в которую входят около 500 приходов и которая является одним из основных источников доходов для Патриаршего престола в Стамбуле. Варфоломей призвал архиепископа Американской архиепископии Димитрия (Тракателлиса) уйти в отставку из-за скандала с нецелевым расходованием средств. Подобные же призывы звучали из уст американских спонсоров церкви и политиков. Однако отстранить архиепископа Димитрия так и не удалось.
По мнению журналиста, конфликт разыгран митрополитом Элпидофором вместе с митрополитом Галльским Эммануилом (Адамакисом), которые ведут игру против Варфоломея и архиепископа Американской архиепископии Димитрия (Тракателлиса). Несмотря на то, что эти двое создают видимость игры друг против друга, между ними, по словам Бэнкса, существуют договоренности. Элпидофор метит на патриарший престол, а Эммануил — на менее престижный, зато более денежный американский престол. Выбор обусловлен тем, что Эммануил не говорит по-турецки и он не известен в Стамбуле, а Элпидофор — моложе и знаком с турецкими реалиями.
Интригуя против действующего патриарха, молодой 51-летний митрополит может в перспективе занять Патриарший престол на Фанаре. Продвигая идеи уникальных прав Константинопольского патриархата и экспансии на Украину через автокефалию (либо создание экзархата), Элпидофор усиливает позиции Константинопольского патриархата — и перед американскими спонсорами, и перед турецкими властями.
В случае, если ему удастся укрепить позиции Фанара перед Анкарой, это будет прецедентом и поднимет его авторитет на небывалый уровень.
Как видно, вокруг митрополита Элпидофора переплелись геополитические интересы Анкары, Вашингтона и Киева. Вся эта связка позволяет блокировать возможные пророссийские инициативы Эрдогана, который, в определенной степени, зависим от Москвы из-за ситуации в Сирии.
С другой стороны, Анкара, разумеется, не рвет полностью отношения с Вашингтоном. В лице Элпидофора Вашингтонские элиты спонсируют одного из наиболее перспективных и амбициозных архиереев на Фанаре, который обладает влиянием и авторитетом и способен продвигать интересы Госдепа в случае, если их не захочет продвигать Варфоломей.
Элпидофор — это своего рода подпорка интересам США в резиденции Варфоломея.