Галицкий знаменосец «великого русского идеализма»

В последние годы все чаще и чаще можно встретить материалы о галицко-русском движении начала прошлого века. Но, к сожалению, основной акцент делается на трагически событиях связанных с концлагерм Талергоф и тюрьмой Терезин. При этом имена лидеров русского движения Галичины до сих пор не особенно известны в современной России.
Подписывайтесь на Ukraina.ru

Этой статьей мы постараемся хотя бы частично исправить это прискорбное положение. Сегодня речь пойдет о галицко-русском депутате австрийского парламента Дмитрее Андреевиче Маркове.

О масштабе этой фигуры может свидетельствовать только один факт. Марков дважды побеждал в своем избирательном округе будущего президента Западно-Украинской народной республики. Той самой ЗУНР, которая в современных украинских учебниках считается чуть ли не вершиной политического развития Галичины и заслоняет собой все многоцветье общественной и культурной жизни «Червонной Руси» в начале XX в.

Будущий депутат австрийского Рейхсрата Марков родился 12 октября 1868 г. в Галичине в известной «твердо-русской» семье. Отец его, крестьянин села Грушев Дрогобычского повята (ныне Дрогобычский район Львовской области), принадлежал «к тем лучшим и наиболее сознательным крестьянам <…>, которые скоро после отмены крепостного права и введения Конституции примкнули к возродившемуся галицко-русскому национальному движению».

Первые годы жизни Дмитрий провел в деревне, затем учился в городском училище в Дрогобыче, немецкой гимназии во Львове, Львовской духовной семинарии, одновременно с этим посещая богословский факультет Львовского университета. Закончив обучение, Марков стал греко-католическим священником в деревне Рейтаревичи.

Российский Львов 110 лет назад110 лет назад, 5 сентября 1914 года во Львове начала работать канцелярия временного военного генерал-губернатора графа Георгия Александровича Бобринского, днём ранее назначенного на эту должность

Но вскоре, разочаровавшись в униатстве, а также находясь под впечатлением от смерти молодой жены и ребенка, он отказался от сана, а затем стал изучать право в университете в Инсбруке. В это же время начал публиковаться в газете «Галичанин», редактором которой был его старший брат. В 1900 г. Дмитрий защитил докторскую диссертацию и в дальнейшем работал присяжным поверенным в Граце, Вене, Новы-Сонче, Золочеве и Львове.
Летом 1907 г. Марков стал кандидатом в депутаты Палаты депутатов Рейхсрата в округе № 65 (Сокаль — Броды) от Русской народной партии.

В первом туре он получил 46,87 % (24373 голоса), в то время как будущий президент Западно-Украинской народной республики (ЗУНР) Е.Е. Петрушевич 32,88 %, а кандидат-поляк 19,99 %. По количеству полученных голосов Марков стал рекордсменом среди галицко-русских кандидатов. Во втором туре, набрав 57,3 % (20356 голосов), он стал депутатом, вновь опередив Петрушевича (впрочем, Петрушевич также был избран, так как округ был двухмандатным).

9 июля 1907 г. на заседании Палаты депутатов в Вене Марков впервые произнес речь на русском литературном языке, вызвавшую, по словам галицко-русского публициста В.Р. Ваврика, «бурю негодования со стороны украинских самостийников и немцев».

«Не только Австрия, но и весь мир благодаря речи доктора Д.А. Маркова могли убедиться, что Галицкая Русь считает язык Пушкина, Гоголя и Толстого родным своим языком! После этой исторической речи галицко-русское население подало сто тысяч петиций, в которых требовало признания в Австрии всех прав гражданства за общерусским литературным языком», — писал историк Ф.Ф. Аристов.

В июне 1907 г. пять русских депутатов, избранных в Рейхсрат, вошли в общий с украинцами «Руський» парламентский клуб. Марков, среди прочих, подписал декларацию этого клуба, основным требованием которой было предоставление русинам национально-территориальной автономии в рамках Австрии.

7 сентября 1984 г. Скончался самопровозглашенный униатский патриарх Иосиф Слипый7 сентября 1984 г. В Риме, в возрасте 92 лет скончался Иосиф Слипый - глава украинской греко-католической церкви, активный участник украинского националистического движения. Именно по его инициативе лидеры УГКЦ стали претендовать на титул патриарха, который, однако, никем не был признан.

Впрочем, вскоре после знаменитого выступления Маркова съезд мужей доверия (уполномоченных) РНП приказал русским депутатам покинуть совместный с украинцами клуб. С этого момента Марков наиболее тесно взаимодействовал с Чешской национально-социальной партией Вацлава Клофача, вскоре присоединившись к ее парламентскому клубу.

Будучи функционером Русской народной партии, Марков первоначально придерживался достаточно консервативных взглядов, но затем присоединился к так называемому «Новому курсу», стремившемуся к «прогрессивным» преобразованиям в галицко-русском движении.

«Старокурсники», представители консервативного крыла, пытались искать компромиссы с властями — как государственными, так и церковными (униатскими), боялись открыто называть себя русскими. «Новокурсники» же открыто провозгласили, что в Галичине живет русский народ, тот же народ, что и в Российской империи, а также стали выступать с более левых, социально-ориентированных и демократических позиций.

Итогом внутрипартийного конфликта явилось создание «новокурсниками» Русской народной организации (РНО). Одним из ее лидеров и стал Дмитрий Марков.

Летом 1911 г. он снова переизбрался в Рейхсрат, баллотируясь по тому же округу № 65. В этот раз из-за раскола русского движения выборы проходили тяжело и долго, в 3 тура. Марков открыто выступал под русским бело-сине-красным флагом. Он принял участие во множестве предвыборных собраний, одно из которых, состоявшееся в селе Яснище, выглядело следующим образом:

«Была чудесная погода. Под открытым небом <…собралось несколько тысяч народа со всех окрестных деревень. Отряд всадников, разукрашенных трехцветными лентами, мчался впереди подводы, на которой сидел Дмитрий Андреевич. В триумфальных воротах он принял хлеб и соль из рук почтеннейшего крестьянина, Ивана Олейника. И загудело народное вече».

В итоге Марков снова занял первое место с 40,5 % (18 938 голосов), опередив при этом того же самого представителя украинской партии — Е.Е. Петрушевича.

Сейчас это может показаться невероятным, но еще 100 лет назад многие галичане голосовали за кандидатов типа Маркова, стоящих на вполне определенной русской платформе и характеризуемых украинскими партиями и австрийскими властями как «сепаратисты».

Правда, в 1911 г. русское движение, испытывая серьезное давление со стороны властей Австро-Венгрии, уже уступало украинским партиям, но в некоторых районах Галичины все еще сохраняло ведущие позиции. Лучшие результаты в первом туре кандидатами РНО, одним из лидеров которой являлся Марков, были получены в следующих повятах (с учетом поданных голосов за все партии — польские, украинские и русские): Жолква — 54 %, Жидачев — 48 %, Турка — 44%, Броды — 43 %, Зборов — 39 %, Рава-Русская — 33 %. Все это преимущественно сельские районы, где основными избирателями были крестьяне. Результаты в городах были намного хуже — во Львове, например, всего 6 %.

После переизбрания Марков снова расположился в зале заседаний рядом с чешскими депутатами, а не с галичанами, представлявшими украинские партии.

«Значит, хохол – не русский?»: Василий Шульгин и украинский вопросВасилий Витальевич Шульгин - одна из ярчайших и примечательнейших фигур трагической русской истории XX века. Депутат Государственной думы трех созывов, редактор «Киевлянина», человек, принимавший отречение у Николая II, один из основателей Добровольческой армии, эмигрант, заключенный Владимирского централа

На выборах в Галицкий сейм — многоступенчатых и поэтому более подверженных фальсификациям — летом 1913 г. Марков, избравшись от Бродовского повята, стал единственным русским кандидатом, получившим мандат. В Сейме в начале 1914 г. он также выступил с речью на русском литературном языке. С парламентской трибуны он разоблачал деятельность униатского митрополита Андрея (Шептицкого), поддерживал переход галичан в православие, а также критиковал украинское движение.

Марков, агитируя за признание русского литературного языка одним из официальных языков Австрии, полагал, что если галицкие малороссы, «находящиеся под вековым игом польских магнатов, клерикалов и иноземцев, и отвыкли от русского языка, то в такой же степени чуждым и непонятным для народных масс в Галичине, особенно для горцев, для буковинцев или венгерских малороссов, является и южнорусский малороссийский язык», и поэтому всякий галичанин, «будь то образованный человек или интеллигентный крестьянин, станет упорно всеми силами противодействовать попыткам украинизировать Галицию».

В своих статьях Марков отмечал, что «малоросс по складу души крайний демократ» и выступал за «народную, славянскую демократию». С сожалением он отмечал, что русская партия из-за своих ошибок, консерватизма и неспособности реагировать на вызовы времени, в первую очередь в социальных вопросах, уступила лидирующее положение украинскому движению, которое «благодаря своему демократизму и своей первоначально беспощадной тактике по отношению поляков-панов и поработителей галицко-русского мужика» сделалось «сильным фактором в возрождении Галицкой Руси».

В письме к «бабушке русской революции» Е.К. Брешко-Брешковской Марков с сожалением констатировал, что русская интеллигенция «так мало знала свой народ и так мало реального и полезного вносила в среду крестьянскую», и выражал надежду, что в будущем она «будет работать в народе и для народа, т.е. будет и национальной, и демократической».

Именно поэтому и самого себя Марков именовал русским националистом-демократом. Признавая заслуги украинских деятелей в борьбе с польскими панами, Марков все же считал, что они идут ошибочным путем:

Последний боевой соратник Николая Кузнецова25 декабря 2015 умер русский галичанин, сын последнего львовского талергофца Максима Ивановича Карпяка, воспитанник горлицкой Русской бурсы и львовской ставропигиальной бурсы, уроженец лемковского села Климковка (ныне Польша) Семен Максимович Карпяк

«Украинофильство в настоящем его, так сказать, исключительно галицком издании опасно, и с ним необходимо бороться, но культурными средствами. Лучшие люди, вышедшие из среды малороссов, указали путь, по которому следует направить ныне украинский вопрос: это путь национального и культурного единства. Великий Гоголь не только поставил на пьедестал выдающихся борцов и мучеников за единство Руси, но он в «Мертвых душах» завещал нам, малороссам, свою глубокую, беспредельную и идеальную любовь к необъятной, широкой и великой Руси!..»

Достаточно тесные связи у Маркова сложились с Галицко-русским благотворительным обществом, возглавлявшимся депутатом российской Государственной думы В.А. Бобринским. Марков часто бывал в Петербурге на мероприятиях общества. Так, например, 13 ноября 1913 г., выступая на собрании, посвященном сбору средств для голодающих крестьян Галичины, он заявил:

«Мы не выступаем здесь как политики, а как граждане другого государства, но русские люди. Мы защищаем у нас права русского литературного языка, но дорожим и своим малорусским наречием, оберегая его от засорения полонизмами и варваризмами, свято чтим наш церковный восточный обряд и боремся с проклятой сектой мазепинцев. <…> За приверженность к русским культурным святыням нас называют политическими российскими агентами, но мы не политические агенты, а знаменосцы великого русского идеализма».

Весьма характерно отношение российской либеральной прессы к Маркову. Кадетская газета «Речь», всегда выступавшая в защиту украинского движения и не жаловавшая термин «малороссы», трактовала эту его речь как «дурацкую выходку в отношении малороссов»!
Хотя совершенно очевидно, что Марков, всегда именовавший себя именно малороссом, критиковал исключительно «мазепинцев», то есть представителей украинских сепаратистских партий.

«Большевики едут с открытыми люками танков, улыбаются и машут»17 сентября 1939 г. советские войска перешли границу с Польшей - начался т.н. Польский поход РККА. За первые две недели германско-польской войны Польша была фактически разгромлена, и СССР оставалось воспользоваться ситуацией, чтобы обеспечить собственные стратегические интересы в соответствии с достигнутыми с Германским рейхом договоренностями.

С началом Первой мировой войны Марков был арестован по обвинению в государственной измене и вскоре лишен депутатского мандата. На венском политическом процессе против «москвофилов», состоявшемся в 1915 г., он был приговорен военным трибуналом к смертной казни через повешение, но, вследствие заступничества испанского короля Альфонса XIII (которого, в свою очередь, об этом попросил Николай II), император Франц Иосиф I заменил повешение пожизненным заключением. Приговор Марков отбывал в печально знаменитой тюрьме Терезин, был амнистирован в 1917 г., но депутатский мандат ему так и не вернули.

После распада Австро-Венгрии Дмитрий Андреевич вернулся к политической деятельности, участвовал в восстановлении разгромленного галицко-русского движения.

В ноябре 1918 г. организовывал народные собрания с требованием присоединения Галичины к России и протестом против попыток сторонников украинских партий создать «самостийное» государство — ЗУНР; на собрании русских общественных деятелей во Львове 24 ноября 1918 г. он был избран членом Русского исполнительного комитета.

После занятия Львова поляками выехал в Западную Европу, совместно с журналистом Д.Н. Вергуном возглавлял делегацию русских галичан на Парижской мирной конференции, отстаивая идею о присоединении Галичины к России.

В 1920 г. ездил в США на Третий всеобщий карпаторусский конгресс. В рамках конгресса вместе с Вергуном и другими активистами подписал письмо к патриарху Московскому и всея России Тихону, в котором была изложена просьба «принять под свое покровительство и руководительство всю Православную русскую церковь Прикарпатья».

25 сентября. Бандеровцам просят запретить возвращение на Западную УкраинуВ этот день в 1956 г. руководство советской Украины обратилось в Москву с подробной докладной запиской, в которой описывало, что столкнулось с новой для себя проблемой. На Западной Украине вновь стали поднимать голову, казалось бы, уже разгромленные националистические повстанцы.

В начале 1920-х гг. Марков, сильно полевевший к этому времени, сошелся с российскими эмигрантами-эсерами. Его друг Вергун считал ошибкой Маркова и его сторонников то, что «они ставят все лишь на одну карту социалистов-революционеров». Впрочем, левый уклон в русском движении Галичины привел к тому, что многие соратники Маркова некоторое время спустя оказались в украинско-большевистском лагере. Сам Марков, не пожелав вернуться в занятую поляками Галичину и отойдя от активной политической деятельности, жил преимущественно в Братиславе и Праге, собирая материалы по истории галицко-русского движения, затем переданные им во львовский Ставропигийский институт.

Галичанин В.Р. Ваврик, встретивший Маркова в 1924 г. в Праге, вспоминал: «Он меня не узнал и поздоровался со мною холодно. Это был не тот Марков, с которым я ездил на крестьянских подводах в 1911 г. по селам <…>. Тогда глаза его горели жаждой подвига; теперь это был исхудавший, желтый старик, без огня во взгляде, разочарованный сам собою и разочаровывающий и других. Несомненно, пережитое и перестраданное горе за свою судьбу и за судьбу своей родины надломило его закаленное в неравной борьбе сердце».

Скончался Дмитрий Андреевич Марков в Братиславе в августе 1938 г.

Рекомендуем