Кризис Россия-Украина в Азовском море: какие права и возможности у сторон

Имеет ли право российская сторона досматривать иностранные суда, следующие в украинские порты? На этот вопрос изданию Украина.ру ответил одесский адвокат и специалист по морскому праву (получил по этой специализации образование) Алексей Цветков, который специализируется на транспортном праве
Подписывайтесь на Ukraina.ru

По его словам, правовой статус Азовского моря определяется Договором между Российской Федерацией и Украиной о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива. Согласно договору, Азовское море и Керченский пролив — это внутренние воды РФ и Украины. Азовское море разграничивается линией госграницы в соответствии с соглашениями между Сторонами.

Эксперт: Киев имитирует активность в Азовском море, чтобы выпросить деньги у ЗападаВоенный политолог Андрей Кошкин прокомментировал высказывание командующего Сухопутными войсками ВСУ Сергея Попко о том, что в Приазовье будет организовано постоянное присутствие общевойсковых бригад и бригад территориальной обороны, подразделений ракетных войск, артиллерии и армейской авиации

Договор предусматривает право торговых судов под флагами третьих государств заходить в Азовское море и проходить через Керченский пролив, если они направляются в российский или украинский порт или возвращаются из него.

«Однако российско-украинская граница, несмотря на продолжающиеся конфликтные отношения между двумя странами, до сих пор не демаркирована. Это означает, что не существует никакой четкой линии границы в Азовском море между двумя странами. Да и процесс делимитации границ, в результате которого граница на географических картах будет обозначена так, как признают ее обе стороны, тоже затянулся на десятилетия, а в настоящее время фактически заморожен», — поясняет адвокат.

Фактически вся акватория Азовского моря — это общие внутренние воды России и Украины. Ситуация стала коллизией (столкновением и противоречием) международного и национального права, в результате которой появилась территория, где равно действуют суверенитет и нормы национального права РФ и Украины. По сути, территория, которая принадлежит двум государствам одновременно.

«Правовой режим замкнутых или полузамкнутых морей, к которому относится Азовское море, определяется требованиями ст. 123 Конвенции ООН по морскому праву 1982 года, однако в ней содержаться лишь рекомендации и предложения в части сотрудничества данных государств, без указания на обязанности сторон обеспечивать проход или транзит судов», — говорит Цветков.

В то же время не может помочь в разрешении этого конфликта и международное морское право. Конвенция ООН по морскому праву 1982 года не относит проливы со статусом внутренних вод к проливам, используемым для международного судоходства. Изъятие установлено п. а ст. 35 Конвенции, которая четко указывает на то, что сфера действия Конвенции не затрагивает любые внутренние воды в пределах пролива.

Изображая жертву. Порошенко меняет Азовское море на рейтингиУкраинско-российское противостояние в Азовском море набирает обороты. СБУ вызвала на допрос представителя судовладельца захваченного в Херсоне «Механика Погодина», на Украине вновь опасаются проекта «Новороссия», а Виктор Медведчук рассказал об экономических потерях Киева


«Пункт С ст. 35 Конвенции вообще исключает из сферы действия Конвенции любые проливы, которые регулируются находящимися в силе международными конвенциями, относящимися специально к таким проливам. Неприменимо к сложившейся ситуации право транзитного и мирного прохода через Керченский пролив, как установленный Конвенцией вариант, поскольку они касаются лишь проливов, соединяющих открытое море или экономическую зону с открытым морем, экономической зоной и, соответственно, территориальными водами. Как было указано выше, внутренние воды РФ и Украины обладают совершенно иным статусом», — сообщил адвокат.

По его словам, поскольку Крым — территория Российской Федерации, Россия распространила свой суверенитет на всю акваторию Керченского пролива и применяет к нему свои законы и правила.

«Правовой режим внутренних вод устанавливается прибрежным государством по его усмотрению. В частности судоходство и рыболовство во внутренних водах регулируются исключительно законами и правилами прибрежного государства. Как правило, любые иностранные суда могут заходить во внутренние воды другого государства с разрешения последнего.

Таким образом, Российская Федерация, в силу требований Договора о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива не имеет права открыто запрещать проход иностранных судов в украинские порты, но имеет право досматривать иностранные суда и регулировать судоходство для предотвращения столкновений на море», — отметил Цветков.

При этом, подчеркнул он, действуя в рамках Договора между Украиной и РФ, российская сторона создала большие проблемы для украинских морских портов, сократив их товарооборот.

«Поэтому решение проблемы лежит в политическом русле. Сейчас очень сложно предсказать теоретические результаты обращений Украины в международные суды, ведь каждый случай досмотра торговых судов должен рассматриваться отдельно, а общие требования Украины к РФ о прекращении досмотров иностранных судов лежат в русле международного договора двух стран.

Всех моряков «Механика Погодина» отправили домой из-за пережитого на УкраинеВсе 12 членов экипажа российского судна «Механик Погодин», удерживаемого в украинском порту Херсон, вернулись в Россию, их заменили другие сотрудники

Денонсация же Договора о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива не принесет Украине каких-либо существенных дивидендов, поскольку не разрешит проблему Керченского пролива, который контролируется Российской Федерацией», — рассказал Цветков.

Даже если договор будет денонсирован, у РФ останутся такие же возможности для осуществления препятствий прохода иностранных судов к азовским портам под видом безопасности судоходства и регулирования движения судов или временного приостановления права мирного прохода иностранных судов для охраны его безопасности или проведения учений с использованием оружия.

«Касаемо заявлений украинских политиков с просьбами к странам — членам НАТО осуществлять контроль или блокаду российских судов при их проходе через черноморские проливы (Босфор и Дарданеллы), то данные высказывания являются частными фантазиями, не имеющими отношения к международному праву.

Статус черноморских проливов определен Конвенцией Монтрё 1936 года о Черноморских проливах, которая сохраняет за торговыми судами всех стран свободу прохода через проливы, как в мирное, так и в военное время.

Предвыборный морской бой. Зачем Украине локальная война в Азовском мореУкраина готовится воевать в Азовском море. В субботу, 8 сентября, власти страны начали перебрасывать бронекатера в регион, признавая, что это только первый шаг по созданию в акватории полноценной базы Военно-морских сил

Ограничения, накладываемые конвенцией, касаются как раз военных кораблей нечерноморских держав, к которым по большей части относятся страны-члены НАТО. Так что досмотр или иные меры по блокаде черноморских проливов, для российских торговых судов, странами НАТО нарушают положения международного морского права и возможны только в случае открытого военного конфликта между РФ и НАТО. В любом случае, трудно представить, чтобы корабли Альянса открыто хозяйничали в территориальных водах Турции», — заявил адвокат.

Рекомендуем