Премьер-министр Украины Владимир Гройсман не раз заявлял, что не хочет повышать цен на газ для украинцев (следом вырастут и цены на коммунальные услуги). Мотивы Гройсмана понятны: повысят цены — еще ниже упадут рейтинги поддержки у населения, что перед президентскими и парламентскими выборами 2019 года политической смерти подобно.
Но МВФ требует, без этого не дадут нового транша.
«Он (Гройсман) ничего не может с этим поделать. После таких заявлений премьер-министр должен немедленно уйти в отставку. Потому что он заявляет, что он несамостоятельно руководит страной, а является фактически исполнительным директором МВФ по Украине. Данное заявление Гройсмана идет вразрез с украинской Конституцией, где указывается, что власть должна руководствоваться интересами Украины и выполнять законы Украины, а не требования МВФ», — уверен украинский экономический эксперт Всеволод Степанюк.
В то же время эксперт категорически не согласен со словами Гройсмана, что без кредита в $1,8 миллиарда Украину накроет дефолт. В этом году страна должна выплатить $3,4 миллиарда по внешним долгам, из них $1,5 миллиарда пойдут на обслуживание кредита, а $1,9 миллиарда — на тело кредита. А в 2019 году Украина должна выплатить $5 миллиарда тела кредита и $1,6 миллиарда процентной ставки.
Степанюк подсчитал, что за 10 лет государство должно отдать примерно $10 миллиардов по обслуживанию внешнего долга. А резервы Национального банка на данный момент составляют $18 миллиардов. Значит, Украине вполне по силам в ближайшие два года раздать долги самостоятельно.
«Некоторые говорят, что эти $18 миллиардов нельзя трогать: мол, они обеспечивают финансовую стабильность страны. Это тоже неправда. Почти все кредиты, которые поступали в Украину от МВФ, поступали в золотовалютные резервы (ЗВР). Их государство никак не может использовать, кроме как для возвращения обратно Международному валютному фонду. Чисто математически никакого дефолта в ближайшие два года не будет», — сказал экономист.
Также он напомнил об общем госдолге Украины — около $47 миллиардов. Но он растянут по времени, и у Киева есть возможности его гасить и обслуживать. Правда, для этого нужны инвестиции, так как деньги МВФ вложить в экономику страны нельзя. Поэтому чиновникам нужно предлагать зарубежному и отечественному бизнесу инвестиционные проекты с участием и гарантиями государства, а также оградить инвесторов от рейдерства.
Однако Украине еще нужно работать и работать над улучшением бизнес-среды. Так, напомнил Степанюк, в 2017 году в страну поступило вдвое меньше иностранных инвестиций, чем в 2013-ом.
Напрашивается однозначный вывод: реформы правительства (а это, по сути, выполнение рекомендаций МВФ) приводят к оттоку инвестиций из страны.
Пока спасают государство украинские гастарбайтеры, которые с января по июль 2018 года перевели домой $6,35 миллиардов. А до конца года Нацбанк прогнозирует увеличение поступлений от заробитчан до $11 млрд. Получается, они дают 8% украинского ВПП. По прогнозам, сумма будет только увеличиваться, ведь украинцы продолжают выезжать на заработки в Европу и Россию.
Сегодня около 5 миллионов граждан — это трудовые мигранты, что составляет примерно 16% трудоспособного населения Украины.
Спектакль бедного родственника
Руководство украинского государства искусно изображает себя жертвой обстоятельств и условий Международного валютного фонда, которые обязаны выполнять. Первые лица страны сами инициируют такой расклад, а потом представляют народу искаженную реальность и прикрываются соглашением с МВФ как предлогом к урезанию социальных программ и льгот. В этом уверен президент Центра инновационного консалтинга «КДА» Дмитрий Корнейчук.
«В 2014 году и в 2016 году, когда наша власть обращалась за кредитной линией к МВФ, она говорила, например: «Нам нужно $17 миллиардов». На что им отвечали: «Хорошо, но как вы будете их возвращать?». Яценюк или Гройсман заявляли: «А мы урежем социальные выплаты из бюджета, повысим тарифы на газ, у нас саккумулируются деньги, и мы вам вернем». Так Фонд и украинские правители договариваются и прописывают все эти пункты в меморандуме, подписанный не только Гройсманом, но и президентом Порошенко», — сообщил политолог.
При этом, напомнил Корнейчук, премьер Гройсман в 2016 году, когда поднял тарифы с 3,6 гривен до 6,9 гривен за кубометр газа, рвал на себе рубашку и давал честное слово больше не повышать тарифы на газ. И вот глава Кабмина снова перековался: мы, мол, поднимем тарифы немного, но будем бороться за небольшое повышение.
В этом контексте стоит упомянуть уже знаменитое правительственное постановление №187, которое в марте 2017 издал сам Кабмин — об «импортном паритете», когда цены на газ на Украине уравниваются согласно котировкам на газовой бирже в Европе. А МВФ поддержал эту идею.
Важно, что после публикации этого постановления Кабмин не спешил вводить его в действие, чего не понял «Нафтогаз»: последнему продлевали спецобязательство продавать «Теплокоммунэнерго» газ со скидкой для нужд населения (скорее всего, спецобязательство до 1 октября будет последним). «Нафтогаз» начал судиться с правительством. И суд постановил возместить убытки газовому монополисту.
Поздно переобуваться
А еще Владимир Гройсман 2 февраля 2018 года, заявил, что в текущем отопительном сезоне повышения тарифов не будет. Теперь же выясняется, что если не повысить — дефолт. Получается, когда Гройсман подписывал постановление №187, он не думал о дефолте?
Но теперь уже поздно разворачиваться. МВФ ждет выполнения своих условий и подгонки под них украинского госбюджета. Без этого не будет транша макроэкономической помощи. А без нее не будет транша в 1 миллиард евро от Евросоюза, который утвердил программу по Украине в размере 1,9 миллиарда евро авансом. Мировой банк тоже обещал помочь. И под эти деньги — обязательное внедрение реформ. Какие назовут главными — увидим после отъезда еврочиновников и инспекторов МВФ из Киева.
Наверняка грядет и повышение минимальной зарплаты и пенсий — как подачка народу перед выборами. Но сперва нужно пополнить казну, поэтому властям позарез нужен новый транш.
Главное же в том, что украинская власть, даже имея ресурсы, пытается продолжать сотрудничать с МВФ ради лояльности Запада. Ведь провал переговоров с Фондом приблизит проигрыш Порошенко и его партии — на президентских и парламентских выборах 2019 года: без западной поддержки нынешний президент лишится своего главного козыря.