На самом деле в сложившейся на Украине политической ситуации нужно понимать, что журналистская солидарность сохраняется, но мало осталось самих журналистов. Об этом сказал изданию Украина.ру украинский адвокат (защищающий, в частности, Василия Муравицкого), журналист и общественный деятель Андрей Гожый.
Он отметил, что нужно также понимать, почему на Украине усилились гонения на неугодных журналистов.
«Почему это происходит? Трон нашего главнокомандующего (Петра Порошенко — прим. ред.) шатается, главным его врагом является гражданское общество, и орудие этого гражданского общества — независимая журналистика», — сказал Гожый.
По его словам, «поэтому уже в открытую и люди, которые аффилированны с президентом, и люди. которые работают на президента — политологи, различные депутаты — они начали в унисон заявлять, что свобода слова это, конечно, хорошо, но у нас же такая «военная война», поэтому неплохо было бы эту свободу ограничить».
«При этом на президентском канале, я имею в виду телеканал «Прямой», чётко озвучили тезисы о «русской пропаганде». Всё сводится к критике президента. Если ты говоришь, что в Украине плохая экономическая ситуация, это «русская пропаганда». Если ты говоришь, что у нас гражданская война, это «русская пропаганда». И так далее, и тому подобное», — отметил Гожый.
Что касается солидарности журналистов в случаях, когда их коллеги испытывают прессинг со стороны власти, то, по его мнению, она всё же есть.
«Я бы не сказал, что отсутствует журналистская солидарность. Солидарность журналистов всё-таки существует, потому что, как мы видим, и в деле Руслана Коцабы, и в деле Василия Муравицкого, и в деле Дмитрия Васильца, и в деле Кирилла Вышинского, определённая часть журналистского сообщества выступает в их поддержку, и ездят на суды, и прочее, и прочее», — подчеркнул Гожый.
При этом, по его словам, нужно иметь в виду, что «средства массовой информации, которые стали пропагандистами и которым принадлежит до 95% всего вещания, газетных полос и т.д., они это замалчивают, создавая такой фон, как будто ничего этого не происходит».
«Но на то они и средства пропаганды, мы не можем их представителей относить к журналистам. Поэтому я бы разделил: в реальной журналистике, какая бы она ни была — пророссийская или антироссийская, проевропейская или какая-то иная — солидарность всё-таки существует, есть понимание того, что нужно выступать одним фронтом. А пропагандисты, которые работают конкретно на власть, сателлитов Петра Порошенко — ну что с них взять? Там и говорить не о чем, их задача совершенно однозначна — это пропаганда», — резюмировал Гожый.
Он также рассказал Украине.ру о том, что происходит вокруг дела обвиняемого в госизмене за публикации в СМИ журналиста Василия Муравицкого: очередной суд над ним состоится 28 сентября.
«Муравицкий настроен на борьбу. Обвинение начинает раскручивать всё по нашим политическим делам, прокурор настаивает на том, чтобы снова взяли Муравицкого под арест, поэтому — готовимся к бою, чтобы сохранить хоть какую-то относительную «домашнюю свободу», — отметил адвокат.
Напомним, Муравицкому после одиннадцати месяцев пребывания в СИЗО мера пресечения была изменена на круглосуточный домашний арест.
Кирилл Вышинский более 100 дней находится под арестом по обвинению Киева в государственной измене и поддержке непризнанных республик Донбасса. Ему грозит до 15 лет лишения свободы.
Сотрудники Службы безопасности Украины (СБУ) задержали Вышинского утром 15 мая во дворе его дома. Тогда же прошли многочасовые обыски у него в квартире, в редакционных офисах РИА Новости Украина и в квартирах некоторых журналистов.
Позднее Вышинского этапировали в Херсон, где 17 мая суд избрал ему меру пресечения — арест на 60 суток без возможности внесения залога. По информации Службы безопасности Украины (СБУ), по делу были допрошены 48 свидетелей.
Квартиру Вышинского через несколько дней после обыска ограбили неизвестные.
Силовики также обыскали арендованный индивидуальный банковский сейф журналиста. По данным следствия, там обнаружили трудовой договор с МИА «Россия сегодня», пистолет, патроны к нему и 200 тысяч долларов. В связи с этим 6 июля Вышинского уведомили о новом подозрении — в незаконном хранении огнестрельного оружия и боеприпасов.
19 июля Херсонский городской суд арестовал имущество Вышинского. 6 августа журналисту продлили срок содержания под стражей до 8 сентября. 6 сентября срок ареста снова был продлён судом до 4 ноября.
Президент России Владимир Путин ранее заявил, что Вышинского арестовали «за его прямую профессиональную деятельность, за осуществление его журналистской функции», и подчеркнул, что арест Вышинского — «абсолютно беспрецедентная и абсолютно недопустимая политика сегодняшних украинских правителей, она должна найти соответствующее отражение в реакции журналистского сообщества и международных правозащитных организаций».
Ситуацией вокруг задержания Вышинского обеспокоены и в ОБСЕ. Представитель организации по вопросам свободы СМИ Арлем Дезир напомнил, что, «согласно Хельсинкскому заключительному акту, страны — участницы ОБСЕ взяли на себя обязательства продвигать условия, позволяющие журналистам из одной страны-участницы вести свою профессиональную деятельность в другой».