Украина на грани катастрофы: Гройсман согласился повышать цену газа

Украинское правительство капитулировало перед МВФ: в ближайшее время страну ожидает повышение цены на газ для населения. Все это делается ради получения очередного транша кредита от данной организации
Подписывайтесь на Ukraina.ru

Как заявил премьер-министр Владимир Гройсман, Украина крайне нуждается в финансах от международных кредиторов, поэтому она вынуждена выполнить это крайне тяжелое требование.

«Вопрос о повышении цен на газ очень непростой. Вы знаете, что есть обязательства о том, что цены на газ будут расти в условиях повышения мировых цен на газ. Я уже год эту ситуацию сдерживаю… Однако сейчас стоит вопрос об очередном повышении», — сказал чиновник в ходе брифинга 23 августа.

Переговоры и сдача позиций Украины перед МВФ

Потребительская корзина на Украине: самый низкий уровень в Европе и миреВ начале августа украинские СМИ узнали, что правительство Гройсмана в очередной раз с треском проиграло судебный процесс руководителю проекта «Открытый суд» Станиславу Батрину, который подал иск к Минздраву, Минсоцполитики и Минэкономразвития о признании незаконным и недействительным постановления Кабмина, о пересмотре «потребительской корзины»
Украина надеялась получить от МВФ около $17 млрд в рамках реализуемой с 2015 года 4-летней программы расширенного финансирования. Киев к настоящему времени получил четыре транша финансирования общим объемом $8,7 млрд: В марте 2015 года был перечислен первый транш в 5 миллиардов долларов, в августе 2015 года  — второй транш в 1,7 миллиарда долларов. В 2016 и 2017 годах  — по одному траншу в 1 миллиард долларов каждый. Выделение очередного транша, которое первоначально было запланировано еще на май-июнь 2017 года, отложено, поскольку Украина пока не смогла выполнить ряд условий программы.

Следует отметить, что, переговоры между Украиной и МВФ продолжаются с июля прошлого года. Кредитор настаивает на повышении цен на газ для населения до уровня рыночной цены, вследствие чего оно может составить от 30% до 60%. В течение этого времени правительство предлагало Фонду около восьми вариантов, которые бы позволили уйти от такой постановки вопроса, но МВФ остался непримирим. В июне этого года директор-распорядитель Фонда Кристин Лагард подтвердила неизменность позиции по газу, а также касательно необходимости внесения правок в принятый закон о Высшем антикоррупционном суде и соблюдения предельного дефицита госбюджета. Это — важнейшие условия для завершения пересмотра программы для Украины. Повышение должно было состояться еще в 2017 году, однако после получения очередного транша кредита власть отказалась выполнять обязательство, поскольку опасалась потерять остатки электорального рейтинга накануне предвыборной кампании.

Реалии весьма неутешительны. Власть, пришедшая на волне государственного переворота 2014 года, стремительно тянет Украину к коллапсу.  По оценкам агентства «Fitch» Украине к концу года предстоит выплатить $1,8 млрд по внешним обязательствам. В 2019 году сумма выплат составит $3,3 млрд (включая $1,6 млрд по еврооблигациям), в 2020 году — $3,9 млрд ($2,4 млрд).

Социально-экономическая ситуация в стране только ухудшается: нарастает бюджетный дефицит, урезаются субсидии, растут долги по зарплатам и пенсиям. Займы МВФ и прочих международных финансовых структур превратились в фактически единственный способ «латания» бюджетных дыр.

Дефицит бюджета, сокращение соцвыплат и грядущий коллапс коммунальной системы

По данным Государственной казначейской службы, на Едином казначейском счете на начало августа осталось всего 1,99 млрд грн. Это на 7,4 млрд грн меньше, чем месяцем ранее, и в 22 раза меньше, чем на аналогичную дату прошлого года. А именно из него финансируются все социальные расходы, такие как пенсии, субсидии, медицина и другие.

Украинская власть поднимает цены и тарифы, чтобы выжить и отчитатьсяЭкономическая ситуация на Украине характеризуется острым бюджетным дефицитом. По сути денег не хватает на все – на пенсии, субсидии и льготы. Государство вынуждено поднимать цены и тарифы, чтобы ликвидировать бюджетный дефицит, но это, в свою очередь, влечет необходимость введения новых льгот и субсидий. И все это осложняется ослаблением гривны

В связи с этим нарастает опасность массовых невыплат по важнейшим статьям социальных расходов. Уже сейчас государство недофинансирует медицину, органы правопорядка, образование и культуру. Средства для них в бюджете заложены, но вот реальных денег врачи, учителя, полиция и военные видят все меньше. Недофинансирование составляет от 12% до 66% в зависимости от направления.

Уже сейчас начались задержки с выплатой пенсий, а в дальнейшем от отсутствия финансов могут пострадать пенсионеры и бюджетники как самая большая расходная часть бюджета. В этих условиях власти уже идут на сокращение социальных расходов, в частности, урезая количество получателей субсидий. Данная тенденция отчетливо прослеживается с 2017 года. Объем назначенных субсидий в 2018 году уменьшился более, чем в четыре раза или на 76,1% по сравнению 2017 годом. Общий объем назначенных субсидий на оплату услуг ЖКХ составил в 2018 году 734 млн гривен. В то время, как за аналогичный период 2017 года общая сумма составила 3 миллиарда 968,5 млн гривен. В 2017 году объем назначенных субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг уменьшился на 30,2% до 3 980,1 млн гривен по сравнению с 2016 годом.

Так, в мае этого года Кабмин внес изменения в постановление о правилах начислений компенсаций по тарифам ЖКХ, по которому лишаются права на субсидию граждане, имеющие авто не старше пяти лет, квартиры площадью более 120 кв. м, купившие земельный участок или дорогие товары длительного пользования. Теперь при оформлении компенсаций соцслужба учитывает доход членов семьи, в частности, мужа и жены, даже если они и не прописаны в одной квартире, хотя до этого времени льгота рассчитывалась на домохозяйство, а не на семью. В результате данных мер, по оценкам экспертов, выплат лишатся около 2 млн граждан.

В то же время подорожание газа будет означать автоматическое увеличение цен на все услуги  ЖКХ — по прогнозам Нацбанка в 2018 г. оно составит не менее 25%. В связи с отказами в субсидиях увеличатся долги  за отопление, горячую воду, электроэнергию и другие коммунальные услуги, которые по состоянию на июнь 2018 года уже превышают 40 млд гривен. Это будет способствовать коллапсу всей системы ЖКХ, поскольку поддерживать изношенную инфраструктуру станет невозможно. А массовые отключения должников  в перспективе приведут лишь к озлоблению населения, которое будет пытаться помешать этому, в том числе силовым методом.

Долговая удавка на шее Украины увеличивается

Украинские власти фактически загнаны в угол: неполучение очередного транша МВФ может обострить риск дефолта государства либо потянет за собой прогрессирующую девальвацию гривны и инфляцию. Курс гривны уже понизился и стремится к показателям 30 грн за доллар, заложенным в бюджете 2018 г. В то же время согласие на условия кредитора означает усиление обнищания украинцев, которым просто не будет за что огромные сумы в счетах в условиях сворачивания социальных программ. Не говоря уже о политических последствиях, ибо рейтинги президента и его политической силы установятся на уровне статистической погрешности в преддверии выборов.

Отрицательная селекция: Украина выходит из комсомольского возрастаДоктор политических наук, профессор, бывший проректор Донецкого национального университета, академик Международной Славянской Академии наук, образования, искусств и культуры (Москва)Татьяна Мармазова препарирует "комсомольскую" составляющую 27-й годовщины украинской независимости и анализирует итоги, с которыми страна подошла к этой дате

В целом, правительство уже идет по пути увеличения долговой удавки на шее страны, о чем свидетельствует недавнее размещение ценных бумаг, проведенное Минфином под крайне высокий процент с целью получения «промежуточного финансирования» для того, чтобы дотянуть до «подачки» от МВФ.

«По рынку пошел слух что Украина провела частное размещение ценных бумаг (нот) с погашением в 2019 году на сумму $725 млн с доходностью порядка 9,1-9,15% годовых.

Вынужденная сделка. Конечно же, нереально дорогая. Спровоцирует ли это распродажи украинских евробондов на рынке? Возможно да. Ведь доходность евробондов Украины с погашением в 2019 году намного ниже: 6.76% годовых. Но пока рынки спокойны. Ведь кто-то может расценить такое размещение как Перемогу (победу — укр.). Даже на Западе. Однако пока такое поведение Минфина лишь свидетельствует о все более тугом затягивании долговой удавки на шее Украины», — написал на своей странице в Facebook банкир Эрик Найман.

Неизбежная капитуляция власти перед МВФ лишь только усугубит проблемы Украины, поскольку его условием будет ухудшение жизни большинства граждан. Но ее представителей это мало заботит, поскольку они живут по принципу «после нас — хоть потоп». Реальной альтернативой действующей политике могла бы стать деолигархизация и восстановление торгово-экономических отношений с Россией, но всерьез надеяться на реализацию этого спасительного курса в ближайшей перспективе не приходится.

Рекомендуем