Кроме того, адвокат заявил, что сторона защиты «готовит дело в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ)».
«Я считаю, что вам, присяжным, предстоит сделать отважный шаг и не принять присягу. Я вам откровенно скажу, мне не понравилось, что было на прошлом заседании», — сказал адвокат, чьи слова приводит РБК-Украина.
Ранее для рассмотрения дела об убийстве Олеся Бузины были определены пять присяжных. Из них двое — запасные.
Сторона защиты также обвинила секретаря суда в незаконном влиянии на присяжных. Однако ходатайство об отводе секретаря суд отклонил.
«Улица диктует»
Дело об убийстве Олеся Бузины имеет политическую составляющую, поэтому судьи находятся «между многими огнями» и у них будут сложности с принятием решения. Даже присяжные — своеобразная «защита», считает политический эксперт Алексей Якубин.
«Дело даже не в расследовании… Насколько я понимаю, расследование достаточно однозначно указало на возможные мотивы (убийства Бузины — прим. ред.) и на людей, которые могли это сделать. Просто тут вмешивается фактор политики. Фактор того, что в последние годы большую роль стали играть различные, скажем так, «ура-радикальные» правые группы. И если внимательно почитать часть материалов расследования, то видно, что там есть их представители, то есть, мелькают их фамилии, есть указания на их принадлежность к этим организациям», — сказал Якубин в беседе с корреспондентом издания Украина.ру.
Он добавил, что именно по этой причине, возможно, так сложно идут судебные разбирательства по делу об убийстве Бузины — «это связано с этим фактором политики».
«Судьи, насколько я понимаю, не хотят, с одной стороны, выносить вердикт, который, скажем так, полностью бы расходился с расследованием. А с другой стороны, они боятся превратиться в «козлов отпущения» для этих «ура-радикальных» групп, которые могут мстить судьям», — подчеркнул эксперт.
По его словам, «это в очередной раз поднимает вопрос о том, насколько сейчас в принципе в Украине может быть справедливое правосудие, когда улица, как мы видим часто, в каких-то вопросах диктует судьям, что они должны решать».
Он пояснил, что группы радикалов, которые приходят к зданиям судов, несомненно, «влияют, на самом-то деле, на то, как судьи работают».
Сами же судьи, по мнению эксперта, оказываются между нескольких огней: «они не хотят выносить абсолютно неадекватное решение, с точки зрения логики процесса и предоставленных доказательств, с другой стороны, они опасаются последствий, они ощущают себя незащищёнными».
«Дотянуть до политической перезагрузки»
Есть еще и возможность проявления фактора большой политики — вместе с радикальными группами могут прийти и народные депутаты, которые начнут против судей инициировать различные процессы: «свежий пример — ситуация вокруг дела Геннадия Кернеса, когда на судью в итоге открыли дела».
«Поэтому складывается впечатление, что есть попытка дотянуть это дело до возможной политической перезагрузки в Украине в 2019 году. Если она произойдёт, то тогда, я думаю, судьи будут себя вести чуть-чуть по-другому», — предположил Якубин. А пока, по его словам, даже суд присяжных является своеобразной «попыткой суда защититься» — на случай «неправильного», с точки зрения праворадикальных групп, решения.
Что касается национал-радикалов, то они используют дело об убийстве Бузины для того, чтобы разыграть свою «политическую карту» перед выборами, считает политолог, директор Украинского института анализа и менеджмента политики Руслан Бортник.
«И они пытаются не упустить своё право на насилие, которое они захватили ещё в 2014 году — на такое уличное насилие и давление», — сказал политолог изданию Украина.ру.
Известный украинский журналист и писатель Олесь Бузина был застрелен 16 апреля 2015 года у своего дома в Киеве. Домашний адрес Олеся Бузины незадолго до его расстрела был опубликован на печально известном сайте «Миротворец».
Следствие рассматривало несколько версий убийства, в частности, связанную с профессиональной деятельностью журналиста. Через два месяца после убийства глава МВД Украины Арсен Аваков заявил о раскрытии дела. По его словам, силовики в ходе проведения спецоперации задержали двух исполнителей убийства — Андрея Медведько и Дениса Полищука.
Оба задержанных были бойцами националистических батальонов и принимали участие в военной операции в Донбассе. Своей вины они не признают.
Подозреваемые длительное время находились под стражей, но в конце 2015 года были отпущены под частичный (ночной) домашний арест. Сейчас, по словам адвоката Андрея Федура, обвиняемые находятся без каких-либо мер пресечения.
Странности в деле
Дело было передано в суд осенью 2017 года. Медведько и Полищука обвиняют по статьям Уголовного кодекса «умышленное убийство» и «незаконное хранение оружия». Им грозит от 10 лет до пожизненного заключения.
Многие эксперты считают, что дело носит политический характер, а потому будет затягиваться. Есть вопросы и к расследованию.
Адвокат потерпевшей стороны Ренат Кузьмин ранее указывал, что с первого дня расследования Генпрокуратура Украины делала все, чтобы это убийство осталось нераскрытым. В частности, по его словам, следствие проигнорировало ряд очевидных версий, в том числе о причастности к убийству сотрудников украинских спецслужб и милитаризированных радикальных формирований.
Генпрокуратура отказалась приобщить к делу материалы оперативно-розыскного дела (ОРД), свидетельствующие о том, что подозреваемые в момент убийства находились под негласным контролем МВД, их телефоны прослушивались, и за ними было установлено наружное наблюдение, указал Кузьмин.
Кроме того, при сборе доказательств были умышленно допущены грубейшие нарушения процессуального закона, что существенно затрудняет вынесение обвинительного приговора. Кроме того, из материалов дела были похищены важные документы, «включая протоколы допросов свидетелей, указывающих на совершение убийства не подозреваемыми, а другими лицами».
По мнению Кузьмина, убийцы и заказчики убийства не установлены. Кузьмин также призвал всех «воздержаться от любого давления на судей и присяжных, а также от любого незаконного воздействия на свидетелей».
Ради «атмосферы страха»
В июне прошлого года глава мониторинговой миссии ООН по правам человека Фиона Фрейзер заявляла, что ООН обеспокоена ненадлежащим расследованием убийства Олеся Бузины.
Политолог, директор Фонда «Украинская политика» Кость Бондаренкосчитает, что в деле об убийстве Бузины «власти не выгодно выходить на саму себя, раскрывать имена реальных убийц и заказчиков».
По его мнению, если потянуть за веревочку, окажется, что между властью и криминалитетом имеется плотная связь — именно поэтому не раскрыты убийства Олега Калашникова, Олеся Бузины, Павла Шеремета, не раскрыты убийства на Майдане.
Главной целью убийства Бузины, как и других несогласных с политикой нынешней власти, было установление атмосферы страха в обществе, отметил Бондаренко.
Что ж, эта цель во многом была достигнута.