Об этом заявил заместитель министра по вопросам временно оккупированных территорий и внутренне перемещенных лиц Георгий Тука.
«Можно рассматривать две возможные версии. Первая — обращение в Совбез ООН с просьбой о морском конвое Организации Объединенных Наций. Вторая версия прозвучала, которая менее вероятна, — применение сил НАТО для сопровождения в Азовском море», — сообщил Тука.
Хроника конфликта
Отношения России и Украины в Азовском море обострились после задержания 25 марта 2018 рыболовецкого судна «Норд» — под российским флагом. К экипажу не допустили российского консула. «Норд» до сих пор находится под арестом, его капитану грозит тюремный срок до пяти лет.
Россия отреагировала в ответ. На Украине посыпались заявления, что РФ начала «злоупотреблять» правом досматривать судна в регионе: официальный Киев сообщает, что терпит из-за этого убытки.
При этом Россия действует абсолютно законно. Две страны подписали соглашения «О рыболовстве» в 1993-м году и «О совместном использовании Азовского моря» в 2003-м. По этим документам и российские, и украинские корабли получили право курсировать по всей акватории. Кроме этого, в соглашениях нет понятия «территориальные воды», которые зачастую устанавливают на расстоянии 12 морских миль от берега. Получается, суда могут подходить почти вплотную к портам Азовского моря.
Летом 2018 года украинские пограничники задержали еще два судна, в том числе танкер «Механик Погодин». Его заблокировали в порту Херсона с обоснованием, что владелец танкера якобы находится под санкциями Украины.
Никаких официальных юридических претензий Киев не предъявил — судно просто продолжают блокировать.
Позиция украинской стороны
Украинские чиновники активно комментируют кризис в Азовском море.
Уже упоминавшийся замминистра Тука заявлял, что власти Украины изучают «силовой сценарий разблокирования ситуации».
Прославившийся своими фантастическими проектами министр инфраструктуры Владимир Омелян сообщал, что Киев ведет переговоры с Западом о введении санкций против России за морскую блокаду.
Cекретарь Совета национальной безопасности и обороны Александр Турчинов уверяет, что нужно усилить военно-морское присутствие Украины в море.
Но радикальнее других оказался экс-командующий ВМС Украины вице-адмирал Сергей Гайдук. В украинском радиоэфире он высказался, что «только минирование Азовского моря поможет спасти Украину от возможной атаки со стороны России».
«Россия не собирается нападать»
Не прошли мимо темы морского напряжения в Государственном департаменте США. Агентство Голос Америки сообщило, что в Госдепе назвали задержания и досмотры следующих в украинские порты судов в Азовском море «попыткой России дестабилизировать Украину».
Российскую позицию прокомментировал заместитель председателя комитета Госдумы по обороне Юрий Швыткин. Он заверил, что Россия не собирается нападать на украинские корабли.
«Вполне очевидно, что Россия никакой угрозы не представляет. И не собирается нападать на украинские корабли. Мы не поступаем, как Украина. Нужно принудить Киев выполнять "Минск-2". Сегодня именно Украина нарушает международное право и задерживает наши суда. К сожалению, такие случаи есть», — рассказал Швыткин.
Он отметил, что действия официального Киева идут в разрез с международными договорами и соглашениями.
Тем временем Украина играет мускулами. Прямо над пляжами Азовского моря тренируется боевая авиация: штурмовики Су-25 и ударные вертолеты Ми-24 летают в десятках метров над отдыхающими.
Украинские военные поясняют, что так «поддерживают навыки летного состава».
Морская точка конфликта
Причина кризиса в Азовском море понятна: украинские власти укрепляют образ борцов с Россией, повышают градус антироссийской истерики в украинском обществе и в западном общественном мнении. Рейтинги ведущих политиков Украины, находящихся при власти, обваливаются, падает уровень жизни украинцев, а в 2019 году — президентские и парламентские выборы, которые кровь из носу нужно выигрывать. Похвастаться властям нечем, кроме как очередным витком «борьбы с агрессором», теперь — на море.
Есть у нынешнего морского кризиса понятное и очевидное решение. Отставить в сторону политтехнологии и вернуться к здравому смыслу. С языка ультиматумов и угроз перейти к переговорам. Но это разрушило бы весь идеологический фундамент, на котором еще держится нынешняя украинская власть.
А значит, Азовское море станет еще одной точкой напряжения в отношениях Украины и России.