Об этом в интервью изданию Украина.ру рассказал пресс-секретарь предстоятеля УПЦ митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия Василий Анисимов.
— В какой атмосфере проходит подготовка к празднованию 1030-летия Крещения Руси?
— У нас же это традиционный праздник, это государственный праздник. Мы должны все радоваться, должны обращаться к своим истокам, с благодарностью вспоминать наших пращуров, которые крестили Русь, осветили светом веры Христовой, создали цивилизацию. Это день рождения нашей Церкви Русской Православной, и её исконной и древнейшей Украинской Православной Церкви.
Поэтому — по нормальному, по-доброму все должны радоваться в этот день, все должны поздравлять Церковь, как это было в доатеистические времена. Тогда это церковный был праздник, он, правда, праздновался 14 августа, в первый день поста.
А 1030-летие, или 1031-летие — это не так важно. Важно, чтобы народ, государственная власть припомнили, откуда мы «есть пошли», понимаете? И как государство, и как культура, и как народ. Как говорил наш замечательный соотечественник — убери из нашего человека Православие, то что в нём останется? Одна дрянь только.
— Достоевский?
— Да, Достоевский это был… В общем, то, чем насытили хорошим нашего человека, и кто это сделал — Православная церковь. Поэтому по-хорошему надо, по-доброму этот день замечательный встречать. А самое главное, радоваться тому, что нам Господь даровал такого замечательного князя (Владимира — прим. ред.), который нас просветил. Это и день его памяти. А мы умудряемся обязательно какую-то свинью Православной церкви подложить, чтобы верующие в тревоге всё это принимали. Вот такая у нас власть.
— То есть нынешняя власть не радуется особо этому празднику?
— Ну, если вы смотрели прошедшие мероприятия (власти и «Киевского патриархата» — прим. ред.) на Владимирской горке в честь Крещения Руси, то видели — всё зловеще, какие-то нападки, ну зачем это?
Мы, кстати, когда утверждали этот праздник, а это же у нас государственный праздник в Украине, и в России это знаменательная дата, Виктор Ющенко указ подписал, помните, какие торжества замечательные были, все слои населения участвовали, даже рок-музыканты — вы помните, тур был по 26 городам Украины. И Нино Катамадзе, и Юрий Шевчук, и Олег Карамазов участвовали…
Читали лекции, проводили фестивали церковных хоров, колокольного звона — ну вот, настоящий был праздник.
А у нас сейчас, понимаете, обязательно тревога, обязательно нападки… Власти отвращаются от своей истории. Вот сейчас готовится Крестный ход, а сообщения об этом — как сводки с поля боя. Там администрация предупредила, чтобы не ехали (верующие — прим. ред.), там не дают автобусы, и так далее — идёт вредительство такое. Возвратились те времена, когда считалось — чем хуже Церкви, тем лучше власти.
— Но всё же подготовка идёт? На пресс-конференции, которую провёл информационно-просветительский отдел УПЦ, сообщили, что ожидается участие в Крестном ходе десятков тысяч человек. Верующие говорят о сотнях тысяч…
— Сотен тысяч не надо, потому что давка будет. Хорошо, если будет сто тысяч человек, вот в прошлом году было сто тысяч. Это организационные проблемы — как их привезти, да у нас же и условий нет. На сто тысяч, я помню, один только туалет поставили около музея Ленина бывшего (ныне «Украинский дом» — прим. ред.). И воду, слава Богу, подвезли. Ну, в этом году не так жарко. Но всё же, инфраструктуру города надо готовить к такому событию, за это власть должна отвечать.
Вы посмотрите, как отмечали в Киеве раньше, до революции, этот праздник — городская дума шла впереди всех, это и их праздник тоже был.
— А теперь?
— А теперь либо попрячутся все, сидят, никто не помогает ничему… Как будто наша власть не от этого народа, не от этой веры, и вообще не от этой земли. Это большая проблема.
А еще какие-нибудь провокации придумают обязательно.
— Есть такие опасения?
— Как в прошлом году, помните — мешали верующим идти (Крестным ходом — прим. ред.), там — «заминировали», там — не разрешали идти, какие-то боевики нападали на святые чудотворные иконы, что это такое?
Это традиционный у нас Крестный ход, будем надеяться, учитывая опыт прежних лет, всё пройдёт более-менее нормально.
Хотя, мне кажется, у нас власть всегда рада какой-то ажиотаж поднять — вокруг автокефалии, вокруг каких-то других проблем. Главное, чтобы человек не думал, как ему выжить. Классический подход. К сожалению, они (власть имущие — прим. ред.) и Церковь во все эти политические интриги пытаются втянуть.
— Получается это?
— Вы читали, наверное, заявление (бывшего заместителя генпрокурора Украины — ред.) Рената Кузьмина в НАБУ. Видите, они уже в свою коррупционную деятельность даже Константинопольский патриархат втягивают, патриарха…
У нас же всё как-то так сделано, что если президент (Пётр Порошенко — прим. ред.) в отпуск поехал за свои деньги, и то — тайно ему надо ехать, прятаться ему надо, потому что траты надо вносить в декларацию и потом показывать, что он налоги заплатил…
Даже если он (Порошенко — прим. ред.) Константинопольскому патриарху сто долларов подарил, то должен «засветить», показать, и всё остальное… А Ренат Кузьмин — серьёзный человек, он же всю жизнь в Генпрокуратуре работал. Так что даже дискредитацию Церкви в этом направлении наша власть умудряется допускать. И скандал ещё будет…
— Давление на УПЦ продолжается?
— Вопрос даже не в том, автокефалия, не автокефалия. Дело в том, что вы (власть — прим. ред.) вообще не имеете права вмешиваться во внутренние дела Церкви. Закон запрещает.
А у нас рассуждают: получат автокефалию, не получат… Ну вообще не имеете вы права этого делать, мы же закон такой приняли специально в 1992 году, что запрещено власти вмешиваться (в церковные дела — прим. ред.), учитывая опыт предыдущей власти, которая спокойно вмешивалась.
А у нас и президент Конституцию нарушает, и все, кто всем этим занимается, нарушают. И хоть бы раз наши западные «товарищи» сказали бы им: а что вы делаете? Вы заметили, наверное, что наш журналист ни одному западному журналисту не объяснит, что наша власть делает и почему. Они просто этого не понимают. Причём к вопросу об автокефалии, о томосе — власть?
— А в УПЦ какое царит сейчас настроение?
— Так для нас это праздник. Какое у вас в свой день рождения настроение?
— Хорошее…
— Ну вот.
- То есть несмотря на все попытки помешать…
— Вы с нами пройдите в Крестном ходе. Я вот с этими людьми прохожу, смотрю на них — вы знаете, действительно такое ощущение, что «ще не вмерла Україна». Порядочные, светлые люди. Верующие — это ведь лучшая, а не худшая часть общества, правильно? Они ведь не страхом перед НАБУ живут.
Это светлые, красивые люди — и женщины, и мужчины, и старухи, и дети — в молитве о мире, о счастье, о родной земле. Ведь Крестный ход — это часть богослужения, это молитва. Люди во всём этом участвуют, они к этому готовятся, они радуются этому.
Ведь этому всему действительно тысяча лет, это не то, что кто-то привнес, придумал. Не Олимпиада никакая, не соревнования. Это всё наше, родное. Это праздник, который всегда с Церковью, с верующим человеком. И, я думаю, как бы власти не пытались, они не могут омрачить его.
Напомним, традиционный Крестный ход начнется 27 июля на Владимирской горке в Киеве и пройдет по центральным улицам Киева — Грушевского, Мазепы и Лаврской, а закончится традиционно в Киево-Печерской Лавре.
Ранее бывший заместитель генпрокурора Украины Ренат Кузьминзаявил, что он подал в Национальное антикоррупционное бюро Украины (НАБУ) заявление, в котором говорится, что Пётр Порошенко «организовал сбор и передачу Вселенскому патриарху Варфоломею неправомерной выгоды в сумме $25 млн. долларов, но затем присвоил часть в $15 млн. долларов».