«Интер» спаситель?
Национальная телерадиокомпания Украины (НТКУ) приобрела права на трансляцию Чемпионата мира по футболу еще в 2010 году. Тогда за это право телерадикомпания отдала 8 млн грн денег налогоплательщиков. Однако под грузом политического давления по мере эскалации конфликта между Украиной и Россией в феврале 2018 года глава НТКУ ЗурабАласания объявил, что транслировать ЧМ-2018 компания не будет.
«Мы отказываемся его показывать. Это серьезное многомиллионное дело, права на показ куплены еще до 2013 года. Это трудное решение. НОТУ (национальное общественное телевидение — ред.) может показывать чемпионат мира в Москве? Нет», — заявил Аласания.
После этого украинские каналы один за другим стали отказываться от трансляции, полагая, что их может коснуться гнев ведущих украинских политиков. Тем более, когда с призывом запретить трансляцию ЧМ по футболу выступил сам министр иностранных дел Украины ПавелКлимкин.
Тревожные звоночки стали исходить и от украинских парламентариев. Нардепы ВР, а именно руководитель фракции «Самопомощь» Олег Березюк, лидер «Радикальной партии» Олег Ляшко, его однопартийцы Игорь Мосийчук и Андрей Лозовой внесли на рассмотрение законопроект, в случае принятия которого телерадиокомпании страны утратили бы право показывать матчи мирового первенства, который пройдёт в 11 российских городах с 14 июня по 15 июля. Однако необходимого количества голосов для включения законопроекта в повестку дня так и не нашлось.
В этом свете телеканал «Интер», который фактически стал единственным претендентом на трансляцию, обратил на себя общественное внимание. Права на трансляцию ЧМ-2018 в России мог также приобрести медиахолдинг «Медиа Группа Украина», куда входят телеканалы «Украина», «Футбол 1», «Футбол 2». Однако каналы отказались от покупки прав на показ якобы из-за возможной негативной реакции зрителей.
30 мая Inter Media Group приобрела права на трансляцию матчей Чемпионата мира по футболу-2018 у Национальной общественной телерадиокомпании Украины. А через несколько дней ведущий телеканала «Интер» заявил, что для него будет большой честью комментировать матч вместе с другими спортивными комментаторами, а те, кто отказались от такого события, потеряли свой шанс на освещение самого ожидаемого мирового события.
«Как минимум, я нахожу это странным. Это реально упущенная возможность быть сопричастным историческому моменту, реализовать свои творческие амбиции перед такой масштабной аудиторией. Другого такого шанса может не быть. Общаясь с коллегами, вижу, как горят их глаза. И мне очень жаль тех, кто этого не понимает. Ради работы над таким проектом можно пожертвовать многим», — сказал спортивный журналист РоманКадемин.
Все помнят, как 9 мая телеканал «Интер» показал проморолик к праздничному концерту ко Дню Победы. Тогда члены националистической партии «Национальный корпус» заблокировали здание редакции на улице Дмитриевской и обклеили его листовками с надписями «Сделаем «Интер» украинским!» и «Интер» будет наш!», а спустя несколько часов попытались поджечь офис телеканала.
В итоге, для «Интера» все закончилось в целом благополучно, и телеканал продолжил свою работу. Так есть ли повод полагать, что ради трансляции Чемпионата мира, запрет которого не комментируют даже представители основного электората власти — националистических движений, «Интеру» действительно придется «пожертвовать многим»?
Большой договорняк
О том, что дальше будет с «Интером» после того, как телеканал согласился на трансляцию ЧМ-2108 по футболу, размышлял вместе с изданием Ukraina.ru украинский политолог СергейБелашко. По его мнению, власть и олигархи устроили большой спектакль, в котором каждая часть электората выполняет свою определенную роль. Депутаты издают законы, шайка националистов разбрасывает листовки, а НТКУ рассказывает истории про штрафы и потерянные средства, изображая жертву.
В результате создается картинка боя с «российской агрессией», в котором нет ни победителей, ни проигравших.
Чем рискует «Интер», согласившись на трансляцию ЧМ?
«"Интер" не рискует вообще. Тут договорняк между администрацией Порошенко и "Интером". А если конкретно, то между Порошенко и Левочкиным. Тут давно налаженное взаимовыгодное сотрудничество.
Какие политические последствия для Банковой может иметь запрет ЧМ по футболу, посчитают ли такой шаг оправданным украинские болельщики и избиратели?
Можно все-что угодно запрещать и как угодно бороться, но любую трансляцию можно посмотреть в интернете. Есть разные группы электората. Есть те, кто жаждет запрета, а есть те, кто хочет смотреть.
А что думают националисты по этому поводу, которые хотят и патриотизм проявить, но и футбол посмотреть?
Громить они ничего сейчас не будут. Поджигать «Интер» приходили по предварительной договоренности 20 человек, которые там все обклеивали подготовленными листовками, напечатанными в типографии. Все это делалось под охраной полиции. На каждого расклейщика листовок было 15 полицейских. Все это было организовано и снималось камерой того же канала. Это хорошо срежиссированные и проплаченные постановки. Одним помогают создать образ борцов с «агрессором», а другим создать образ борцов за свободу слова: на них давят, а они не гнутся и не ломаются, а показывают концерт со Дня победы и Чемпионат мира в России.
Можно посмотреть любой выпуск новостей «Интера» и понять, что там говорят о войне в Донбассе. Новости «Интера» ничем не отличаются от других телеканалов.
Но Донбасс все-таки политическая тема, а чемпионат — ожидаемое мировое событие…
Событий вне политики не бывает. Понятно, как формируются сетки вещания. Есть специальные кураторы и стукачи в спецслужбы в любом трудовом коллективе.
А вдруг трансляцию все-таки запретят. Что тогда, НТКУ должен будет вернуть деньги из госбюджета?
Запретят, тогда «Интер» пойдет в суд, а суд примет решение в пользу «Интера» и начнутся рассказы патриотов о том, что есть независимый суд, а другие будут кричать, что Путин купил украинские суды. То есть все идиоты при деле. Все выигрывают и все побеждают. И каждый получает свои копейки, чтобы это красиво выглядело.
То есть речи о том, что ведется борьба за свободу СМИ не идет?
Украинская журналистика прогнила до безобразия. Все происходит в лучших советских традициях, журналисты кошмарят друг друга, стучат. Только теперь это все происходит в соцсетях. Коллеги тут же включаются в травлю. О журналистских стандартах не идет никакой речи.
Какую позицию в этой истории занимает Зураб Аласания?
Аласания — это человек Авакова. Аваков ведет свою игру, а может договаривается с ЮлиейТимошенко о продлении своей политической жизни. Аласания же рассказывает людям свою официальную точку зрения про штрафы и жертвы, другие говорят, что старались запретить, но на них надавили американцы. Третьи говорят, что несмотря на все давление и запреты, мы покажем вам то, что вы хотели видеть. Все это одна большая постановка.