Об этом сообщает местное издание 057.ua.
Около 2008 года, когда одному из волонтеров — Александру Морозову — было 50 лет, он решил научиться летать. Позже он купил самолет, а затем — создал аэродром: взяв в аренду участок земли, оформил все необходимые документы. До 2014 года он и его товарищи по хобби летали в свое удовольствие.
«Мировоззрение у нас поменялось у многих в тот период. В 2014 году мы сидели тут круглыми сутками. Ночевали здесь. Были такие задачи. Потом в 15 году уже было легче, в 16 мы уже начали работать в медицине», — рассказал он Морозов.
По его словам, они вместе с профессиональным летчиком Юрием Покусаем оказывали помощь ВСУ и Госпогранслужбе, эвакуировали детей из опасных зон, а также патрулировали границы и дороги.
«Мы выполняли и выполняем разные задачи. Чтобы летать — официально в 2014 году создали добровольческий авиационный отряд. Уже в 2016 году создали «Гражданский воздушный патруль», — рассказал сам Покусай.
Когда потребность в помощи военным стала не такой явной, пилоты решили переквалифицироваться в гражданскую санитарную авиацию.
Работает санавиация следующим образом: на вызов в диспетчерскую центральной больницы Харькова из отдаленного района области, выезжает бригада и едет на аэродром. На аэродроме пересаживаются на самолет, и пилоты доставляют их к пациенту. А дальше по необходимости или транспортируют пациента по такому же маршруту в больницу, или врач на месте оказывает помощь.
«Если возникает потребность в нашем вылете, то на согласование нашего вылета уходит 5-7 минут в телефонном режиме. Летчик готовит самолет. Бригада экстренной медицины выезжает на аэродром. Среднее время, сколько они приезжают, 15-20 минут. Это то время, которое необходимо летчику для подготовки самолета», — рассказал Покусай.
Работой пилотов довольны и врачи.
«Был случай. Было инородное тело, ребенок проглотил батарейку. У него произошел свищ. Шла эта батарейка трое суток, и вот его надо было доставить срочно на операцию», — рассказывала об одном из случаев врач Елена Гришанина.
Стоимость каждого самолета около $30-40 тыс. Основные требования к ним — компактность, маневренность, возможность посадки на грунт. Пока у харьковского отряда шесть самолетов. Пилотов в отряде четыре. Дежурят по очереди. При этом каждый день хотя бы один самолет готов к вылету.
Пилоты указывают на необходимость восстановления заброшенных после развала СССР сельськохозяйственных аэродромов.
«В некоторых районах Харьковской области есть взлетно-посадочные площадки, но их состояние непригодное для выполнения полетов — летом они зарастают травой, зимой нужно расчищать от снега. К сожалению от таких банальных проблем может зависеть жизнь человека. Наши самолетики небольшие, это Socata, Сessna, Piper, им много не надо. Полоса должна быть хотя бы 400 метров длиной, 20 м в ширину. Это есть во всех районах. Вообще это может быть даже земельный участок», — отметил Покусай.
Место посадки нужно регулярно чистить от снега зимой и косить траву летом. Кроме того, нужно разрешение на посадку самолета в харьковском аэропорту и на территории авиационного завода, что в разы уменьшит время доставки пациента в больницу. С этим обещали помочь чиновники.
Сейчас подразделения «Гражданского воздушного патруля» есть в нескольких городах Украины. Основная база в Харькове, остальные в Киеве, Одессе и Львове.
Всего в течение 2017 года волонтерская санавиация осуществила 31 вылет: перевезла 16 пациентов и 15 раз привозила врачей на консультацию в тяжелых случаях.