А вот украинских лошадок заступиться практически некому. Если что, больного коня списывают и зачастую ведут на убой, его лечение дорогостоящее, а мест для сохранения животного в стране очень мало.
Дикий лошадиный рынок
Сегодня госреестр животных насчитывает 16787 коней, в соответствии с приказом МинАПК от 31.12.04 все собственники лошадей обязаны их регистрировать.
Но эксперт по содержанию и психологии коней Наталия Журбина считает, что статистика не отражает реального положения дел, поскольку для того, чтобы получить паспорт на лошадь многие собственники животного в селах и городах предпочитают игнорировать процедуру регистрации. Смена владельца лошади, как и ее смерть также не заверяется официально. Штраф за это — меньше $10, поэтому люди спокойно нарушают нормы закона.
«Из того, что мне удалось найти, стало ясно, что в стране находятся около 300 тыс лошадей. Это около 7 голов на тысячу человек. А, скажем, в Бельгии — 48 лошадей на тысячу человек, в США — 28 на тысячу человек», — сказала она.
Но даже оставшиеся кони Украине практически ничего не дают. Это, в основном, частный и неструктурированный бизнес — прокат, конный спорт, иппотерапия. Но с каждым годом поголовье коней в стране сокращается, а из четырех ипподромов на все государство функционируют всего три. А законодательство в отношении лошадей не развивается, так как в этом власти не видят потребности.
«Состояние коней, которые используются людьми в их частном бизнесе, зависит от содержания хозяевами, от их отношения и любви к этим животным. Хотя можно развивать конный спорт — то, на чем зарабатывает, например, Франция, где очень много людей занимаются верховой ездой», — отметил юрист и лидер инициативной группы «ZOOправо» Даниил Юрченко.
Кто обижает коней
Дополняя коллегу и касаясь темы жестокого обращения с лошадьми или их плохого содержания, юрист ОО «Общественный совет зоозащитников Одессы» Ольга Целински упомянула два случая.
«Реакция полиции была моментальная. По первому случаю, хозяин получил админштраф, но после наших проверок условия содержания лошади улучшились. По второму делу открыто уголовное производство. Но, к сожалению, наши следователи не имеют опыта работы по статье о защите лошадей, не хотят с ней работать и всячески затягивают процесс. Случай с жеребенком рассматривается уже 9 месяцев без каких-либо подвижек», — заявила она, добавив, что в таких случаев полицию необходимо вызывать вместе с ветеринаром — тот зафиксирует состояние животного
На время расследования коня еле-еле удалось пристроить на временное хранение в одну одесскую организацию, и то за счет благотворительных взносов. Минимальная цена — 3,5 тыс грн.
Выходит, уберечь от жестокости или подлечить лошадей практически негде, да и дорого. Так, лошадь либо все равно остается с живодером (больше некуда вести), либо находятся неравнодушные, готовые взять животное к себе, но для этого нужно не только хорошо распространить новость в соцсетях и СМИ, а и общественное давление. Только так можно спасти рысаков от извергов.
«Кони — это сельскохозяйственные животные. И пока мы не выведем их из этой категории, мы их особо не защитим. Потому что к сельхозживотным отношение совсем не такое, как к кошечкам-собачкам», — резюмировала Целински.