Армен Гаспарян, российский историк, писатель:
Валентин Филиппов, одесский журналист:
— 2 мая продолжается. Оно не кончилось. Хотя, выводы есть, конечно. Русских убивают, и будут убивать. Кого не перевоспитают. В Одессе это абсолютно очевидно. «Хочешь русского мира — получишь чеченскую войну», — гласит наружная реклама, называемая на Украине «социальной»…. И Донбасс в этом убеждается уже пятый год. Что касается России, если говорить об основной массе населения, то россияне так ничего и не поняли. Они сочувствуют, им жаль, но они не поняли, что этот колокол звонит и по ним. Дай Бог, нам всем прозрения и способности защитить себя.
Александр Сладков, известнейший российский военкор:
— Смогли? Нет! Ни политики, ни правозащитники не отреагировали так, чтоб мирных людей больше не убивали. Но отреагировали простые люди. Количество русских добровольцев в Донбассе сразу увеличилось.
Дмитрий Скворцов, киевский православный журналист:
— В Донбассе и «мире» с тех пор не был, поэтому скажу «за Одессу» и Украину. Начнем с последней. Украина зомбирована. Глаза пока открываются только на нутро «кэрманычив» (руководителей — прим.ред.) — и то, благодаря внутриолигархическим войнам. В отношении же «пятой колонны» практически все общенациональные СМИ единодушны. Потому основная масса украинцев до сих пор верит в версии о самосожжении ватных сепаратистов.
А теперь пару спорных мыслей об Одессе. Пришли они в голову, когда хоронили деток, погибших прошлым годом в сгоревшем лагере. Но тогда явно не к месту было делиться мыслями этими. Теперь же, когда боль города немного утихла, попробую. И заранее прошу простить, если кого-то обижу. Но вспомните, как по горячим следам 2 мая 2014 года многие писали, что Одесса больше никогда не будет такой лучезарной как раньше. Однако уже 2015 оказалось, что и юморины в ней — оккупированной — вполне возможны, и «Маски» со своим шоу по фронтам «АТО» готовы скакать, и даже немало родителей согласны отдавать детей в лагеря, на которых пиарится, перерезая ленточку, главнокомандующий тех самых нелюдей, что сжигали одесситов в Доме профсоюзов…
Да, «свидомитов» и другого рода русофобов в Южной Пальмире меньшинство. Но как я недавно заметил выдающемуся одесситу Евгению Никифорову (главе медиа-холдинга «Радонеж»), вынужденному вывезти родителей в Москву, ныне это подавляющее меньшинство.
Алексей Рылеев, российский политик, руководитель исполкома «Конгресса Русских Общин»:
— Мы все увидели истинное лицо укрофашизма и бандеровщины на Украине. Трагические события 2 мая 2014 года в Одессе, а потом зверства укрофашистов в Донецке и Луганске наглядно показали, как далеко могут зайти киевская хунта и их заокеанские хозяева. Я был в Одессе в феврале 2014 года, встречался с одесситами, они и в страшном сне не могли представить, какой ужас им придётся перенести через 2,5 месяца, многие наивно полагали, что все обойдётся и киевский майдан не затронет их семьи. Трагедия 2 мая навсегда останется свидетельством преступления киевского режима, за которое им придётся отвечать в скором времени перед украинским народом и Богом!
Константин Кеворкян, харьковский писатель и журналист:
— На мой взгляд, истинная гражданская война началась на Украине именно с событий в Одессе, точнее, с публичной реакции на них, продемонстрированной в телестудии центрального канала. Вы помните взрыв аплодисментов присутствовавших в студии Савика Шустера при бравурном сообщении о свершившемся аутодафе. То, что должно было вызвать ужас, вызвало аплодисменты. Многие именно тогда сделали свой выбор — быть ли им на стороне тех, кто живьём сжигает своих соотечественников, или начинать посильное сопротивление путчистам.
Второй важный вывод. Никого на Западе жертвы Одессы не впечатлили, о них просто сознательно умолчали. Киевский режим, невзирая на череду кровавых преступлений против собственного народа, до сих пор продолжает пользоваться тотальной поддержкой США и ЕС. Безнаказанность порождает разгул государственного террора, небывалый подъем неонацистского движения и всё новые акты кровопролития. Западные государства несут полную ответственность за каждого убитого украинца, за каждого погибшего ребёнка и, конечно же, за тех одесситов, которые заживо сгорели и задохнулись в Доме Профсоюзов 2 мая 2014 года. О подстрекательской роли Запада в государственном перевороте на Украине и последовавших за ним трагических событиях украинцы должны помнить всегда. Запомнить навечно!
Игорь Фарамазян, донецкий журналист:
— Лично для меня трагедия 2 мая в Одессе стала водоразделом, как модно говорить — точкой невозврата. Именно в тот день, помню, я написал в одной из соцсетей, что прежняя Украина прекратила существование. С тех пор в моем личном восприятии этой трагедии ничего не изменилось.
Что касается одесситов, я не могу знать, какой урок вынесли горожане из той трагедии. Наблюдая за происходящем в городе со стороны, из Донецка, по новостям, я делаю вывод, что удар, нанесенный по одесситам, по их мироощущению нацистами, был настолько страшен, что Одесса будто ушла внутрь себя, закапсулировалась, эмоционально отгородилась от происходящего, просто не хочет, не может, боится думать о той трагедии, возвращаться к ней и анализировать те события. Какой-нибудь психоаналитик сказал бы, верно, что все, связанное с трагедией 2 мая 2014 года, вытесняется из сознания города. Какая-то часть горожан, разумеется, напротив, очень хорошо все понимает и помнит, но не думаю, что таких слишком много. Тем более, что те из них, кто понял весь страшный смысл произошедшего, покинули город и воюют в вооруженных силах республик Донбасса. Или работают в республиках.
Что касается России… Россия большая. И для большинства ее жителей эта трагедия стала, возможно, лишь еще одной жутковатой новостью из съехавшей с катушек Украины. Ведь и сейчас еще можно услышать из России: «Что вы там всё никак не помиритесь? Ну, подумаешь, пошумели, наворотили делов, побили друг другу морды. С кем не бывает? Обнимитесь, братья!» С кем обняться? С патологическими убийцами, с нацистскими отморозками? Ведь это тот самый ад, крышку которого, ценой неимоверных жертв, захлопнули наши отцы и деды в 1945 году.
Ну, а мир… мир просто ничего не заметил. По крайней мере, так называемый западный мир. Так удобней. Они, условно говоря, продолжают пить баварское. Это вкусно и комфортно. Разве только самые прозорливые и совестливые из них содрогнулись.
Сергей Баранов, российский политолог:
— Массовое убийство 2 мая 2014 в Одессе пока не воспринято в русском мире в полной мере и адекватно. Люди не верят, то есть, не воспринимают это как полную и окончательную правду о сегодняшней Украине, и предпочитают забыть. Это своего рода вытеснение — коллективная психологическая защита русских и украинцев, одесситов и киевлян. Власти тоже предпочитают «не накалять». Важен не сам факт, его признание, а то, что он означает. Вот эту правду придётся принять.
Владимир Карасев, луганский политолог:
— Донбасс. Одесская трагедия еще более сплотила ряды защитников и жителей Донбасса. В боях с украинцами ополченцы Донбасса мстили за Одессу; Равнодушие украинцев по отношению к одесским мученикам поражает. Большинство населения предпочло промолчать; Россия. Жители России с болью восприняли трагедию в Доме профсоюзов, восприняли как свою личную трагедию; Мир. Мировому сообществу никогда не было дела до трагедий славянских народов. Некоторые европейские инстанции, исключительно из-за давления российских представителей, начали расследование трагедии в Одессе, но так и не смогли заставить украинские власти наказать виновных и выпустить с тюрем невиновных; Одесса. Жители Одессы огорчили своей терпимостью и лояльностью. А ведь до 2 мая одесситы проводили самые массовые пророссийские мероприятия. За Одессу стоят в Донбассе одесские ополченцы. Уверен, они вернутся в Одессу в качестве освободителей.
Александр Кофман, экс-министр иностранных дел ДНР:
2 мая 2014 года стало своеобразным водоразделом для всей Украины. Стало окончательно понятно, что нелюди, совершившие госпереворот в Киеве, не остановятся ни перед чем. Что никакие жертвы не остановят рост нацистских настроений на Украине. Какой урок можно извлечь из этого?
Однажды у одной бывшей узницы Аушвица спросили, какие выводы должно сделать человечество. Она грустно улыбнулась и сказала: «ЗАПОМНИТЕ НАВСЕГДА, если кто-нибудь, где-нибудь обещает вас убить — ПОВЕРЬТЕ ИМ. Не рассуждайте как мы тогда, перед Холокостом, что это у них политика такая, а сами они хорошие и милые люди, что они это просто так говорят. Когда они перейдут от слов к делу, СТАНЕТ ПОЗДНО. Верьте тем, кто обещает вас убить. И, если у вас есть силы, берите в руки оружие и убейте их первыми, чтобы защитить себя и свои семьи…"
Мне кажется, мы должны были усвоить этот урок. Все мы. Жители Донбасса, жители России, нормальные запуганные жители Украины, которых сейчас большинство, но с каждым днём их все меньше. Усвоить тот урок и не допустить его повторения. Хотя, с каждым днём это всё сложнее…