Отец Андрей Новиков: Духовенство УПЦ ориентировано на единство церкви, а не раскол

Настоятель московского храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах, которому в 2014 году из-за преследований СБУ пришлось покинуть Одессу и уехать в Россию, рассказал изданию Ukraina.ru, почему у Порошенко не получится создать поместную церковь на Украине
Подписывайтесь на Ukraina.ru

— Как в Русской православной церкви восприняли инициативу Порошенко о создании на Украине православной автокефальной церкви?

— Хотя официального заявления и не было, но совершенно очевидно, что РПЦ относится к этому отрицательно, видя во всем этом проявление борьбы сил зла с христианством и церковью.

Эти попытки и раньше предпринимались, и по ним церковь неоднократно высказывалась на Архиерейских соборах. Говорили об этом и патриарх Алексий II, и патриарх Кирилл. Нет, и не может быть поднят вопрос о разделении Русской православной церкви. Для нас Киев — это мать городов русских. Это колыбель нашей церкви. Это, наверное, даже больше, чем Косово для Сербии.

Я уже молчу о городах Новороссии, которые даже в узко этническом смысле являются абсолютно русскими. Все они абсолютно ориентированы на Россию.

— Получится ли у Порошенко его «благое» дело?

— Вынужден разочаровать тех, кто думает, что у сторонников «автокефалии» легко получится реализовать задуманное даже в Центральной, мало того, даже и на Западной Украине. Потому что те, кто составляет и духовенство, и паству нашей церкви, это уже определившиеся люди. Это люди, прошедшие многие испытания. Они преданы своей церкви. Народ и тут, в Российской Федерации, и на Украине, и в Новороссии никогда не примет замысла Порошенко.

Всё это возможно навязать только через репрессии, только через гонения. Ни епископат, ни духовенство, ни простые верующие этого не примут. Церковь относится ко всему этому однозначно отрицательно. Ни разу не встречал ни одного церковного спикера, который относился бы к этому положительно.

В медвежьих объятиях власти: Как на Украине создавали Автокефальную церковьЧетверть века назад власти Украины уже попытались создать государственную православную церковь, однако эта инициатива закончилась лишь серией скандалов

—Константинопольский патриарх Варфоломей действительно готов участвовать в реализации замысла Порошенко?

— Я не могу сказать, какими будут «внутренние процедуры» Константинопольского патриархата, и что он будет предпринимать, но понятно, что определяющим тут будет личное мнение патриарха Варфоломея.

Понятно, что оно формируется под воздействием внешних геополитических центров влияния. С моей точки зрения, православие Варфоломея является ненадежным. Его верность церковным канонам, на мой взгляд, не всегда показывает верность. Правда, хотя раньше он и высказывал какие-то антиканонические вещи, однако антиканонических действий все же не предпринимал.

Думаю, что внешние геополитические центры, которые оказывают влияние на него, также еще не до конца не определились с тем, как им воздействовать на Варфоломея, потому что это вопрос, очевидно, всемирного масштаба.

Все-таки инициатива Порошенко противоречит не только церковным канонам или ценностям Русского мира, но она противоречит даже радикальным светским концепциям государства. Ведь светское государство предполагает отделение государства от церкви, а поэтому светский руководитель не может выступать с подобными инициативами относительно церкви. Это вмешательство в ее дела.

Подобная попытка в 2007 году была и при Викторе Ющенко, но она не прошла. Но, исходя из анализа тогдашней и сегодняшней ситуации, я не вижу признаков того, что патриарх Варфоломей пойдет на поводу у Порошенко.

К тому же он должен ведь руководствоваться и тем, что всё это может привести к расколу мирового православия. И если какая-то часть православной церкви и останется с ним, хотя мне страшно об этом думать, то это будет какая-то маленькая маргинальная часть.

Тогда там, где находится Константинопольский патриархат, уже не будет православной церкви. Всем станет очевидно, что православие будет там, где есть Русская православная церковь, потому что она предана канонической правде. Думаю, что и многие православные церкви в этом случае станут на сторону РПЦ.

Порошенко снова попросил у Вселенского патриарха поместную церковьПрезидент Украины Петр Порошенко во время визита в Турцию встретился со Вселенским патриархом Варфоломеем

— А если Варфоломей все же издаст какой-либо документ, который бы признавал автокефалию на Украине?

— Он даже чисто теоретически не имеет никакого права выпускать каких-либо документов в отношении РПЦ. Но даже если бы он его и издал, то получается, что он издает его не в адрес самой УПЦ МП как составной части РПЦ, а в адрес украинских раскольников из так называемого «Киевского патриархата».

Заметьте, УПЦ МП ведь самого Варфоломея ни о чем таком не просила. Так что не понятно, кому в таком случае он может дать эту автокефалию. Тем, кто не в церкви? Но тогда он должен ввести их в состав Константинопольского патриархата. Но ведь как только в отношении раскольников будет, не дай Бог, положительное решение с его стороны, и он войдет с ними в евхаристическое общение, то получится, что он и сам стал раскольником. И в этом случае наша церковь разорвет евхаристическое общение с Константинопольским патриархатом. И тогда перед другими православными церквями встанет вопрос: с кем они — с раскольниками или с той церковью, которая стоит на правде Божьей.

Хотя, вы знаете, я в 2013 году не мог бы поверить, что в таком государстве как Украина могут заживо сжечь людей, как это было в доме профсоюзов в Одессе в 2014 году. Вот и сейчас нечто невозможное может случиться. Так что никогда не говори никогда. Но мне все же кажется, что Варфоломей на это не пойдет. Мне даже страшно рассматривать такую перспективу.

— Если положить руку на сердце, а в самой УПЦ Московского патриархата много ли архиереев, духовенства, монахов и мирян, которые выступают за автокефалию украинского православия?

— Думаю, всего лишь несколько процентов. Из архиереев только митрополит Переяслав-Хмельницкий Александр (Драбинко) и митрополит Черкасский и Каневский Софроний. Но при митрополите Киевском Онуфрии их даже не было заметно. Без политического проталкивания они сами маргинальны и их влияние ничтожно.

Я как-то давно слушал митрополита Онуфрия, который выступал на церковной собрании, где рассматривался вопрос, куда дальше идти церкви. Он сказал тогда, что те, кто находится внутри нашей церкви, уже давно сделали свой выбор. Те, кто хотел «автокефалии», ушли в «Киевский патриархат». Так что тех маргиналов, которые благословляют, например, АТО, очень и очень мало. Кроме этой маленькой кучки, которая идет прямиком в Ад, большинство нашего духовенства и мирян ориентировано на единство с Русской православной церковью и на единство со вселенским православием.

Рекомендуем