С Олесем Бузиной мы познакомились 11 лет назад, теперь уже в таком далеком довоенном 2007 году, когда, будучи проректором Донецкого национального университета, я инициировала проведение первой в истории Донбасса Международной Святогорской историко-политологической школы. Помню, как позвонила Олесю, пригласив его выступить перед студентами с лекцией по истории Украины, как мы легко установили контакт и согласовали все организационные вопросы.
Приглашая такого известного человека на наше мероприятие, немного переживала, как все пройдет. Ведь условия в летней школе были чуть лучше, чем спартанские, а Олесь тогда уже был известным украинским писателем, книги которого вызывали большой интерес у читателя, признательность поклонников и ненависть оппонентов. Только сильная и цельная личность могла вызывать такой шквал эмоций, какой вызывал Олесь.
Олесь Бузина оказался человеком с уникальным глубоким взглядом на историю Украины-Малороссии, потрясающим чувством юмора и иронии. Производила впечатление и внешность Олеся, вызывавшая ассоциацию с русскими офицерами «Белой гвардии», с Павлом Верещагиным из кинофильма «Белое солнце пустыни» или героями фильма «Офицеры», чей девиз мог звучать: «Душа — Богу, сердце — женщине, долг — Отечеству, честь — никому!» И вот эта исконность была глубоко заложена в Олесе. Он не рядился в нее, он жил по законам чести.
Выступая с лекциями перед студентами, Олесь всегда провоцировал бурную дискуссию. К нему тянулась молодежь, его всегда окружали толпы ребят и девчат. Приезжая к нам всего на несколько дней, Олесь никогда не уединялся, а полностью, с утра и до позднего вечера, всего себя посвящал общению, принимал участие во всех мероприятиях. С ним часто спорили, но его любили и обожали. Он был удивительный рассказчик, искусный оратор, увлекавший слушателей своей любовью к истории.
Жизненную данность Олеся Бузины как художника слова и мысли, эволюцию его творений в поисках сокровенного смыла и истинного исторического чувства, мы, друзья, товарищи и просто современники, до конца еще не познали.
В эти дни в память об Олесе будет сказано и написано немало теплых и заслуженных слов. Будут звучать цитаты из его книг, вручаться премия его имени. Но его матери никто не заменит любимого сына, жене и дочери — мужа и отца, друзьям — верного товарища и друга, замечательного собеседника и незаурядного писателя.
Нет, не за книги «Вурдалак Тарас Шевченко» и «Тайная история Украины-Руси» был убит Олесь. Его убили за «Воскрешение Малороссии». Ведь даже названием своей пятой по счету книги он предрек историческую эпоху, в которой мы сейчас живем.
Олеся Бузину убили за то, что он осмелился вернуть в литературный, научный, образовательный оборот термин «Малороссия». За то, что он двумя словами нивелировал потуги идеологов концепции «Украина — Анти-Россия», воссоединив прошлое, настоящее и будущее народов, наследников Киевской Руси. За то, что он защищал родную землю, был настоящим любящим патриотом своей Украины-Малороссии… Эти два слова — «Воскрешение Малороссии». Именно — воскрешение, никак не иначе.
Олесь, как автор, так определял цель написания книги о Малороссии:
«Эта книга… о том, что нельзя забывать. Малороссия все равно живет в нас, даже если мы этого не осознаем. Ее воистину стоило вытащить из подсознания, чтобы объяснить причину украинского веселья. Вклад этого лоскутка казачьей земли на Левобережье Днепра в русскую цивилизацию поистине огромен. Ни Российской империи, ни Советского Союза, ни нынешней Украины без Малороссии просто бы не было».
А вот, что рассказывал НА "Харьков" писатель и политический эксперт Константин Щемелинин в день убийства Бузины: террор на Украине только начинается.
Тот, кто дал команду убить Бузину, понимал, что «Воскрешение Малороссии» — это не только литературное наследие Олеся Бузины. Это еще и политическое и историческое завещание нашего великого современника:
«Давно пора вернуть Малороссии историческую память, самосознание и, не побоюсь этого слова, автономию, которой она исторически обладала. В будущей украинской федерации Малороссия наряду с Новороссией, Крымом, Галичиной, Волынью, Донецко-Криворожской республикой и Подкарпатской Русью должна занять свое достойное место как равная среди равных».
«Одни малороссы идут к красным, другие — к белым, третьи — к желто-синим. Но всегда им найдется место в мой душе, — писал Олесь Бузина, — и, надеюсь в твоей, читатель». И добавлял: «Ибо ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ»…
Татьяна Мармазова