Переговоры президента Петра Порошенко с канцлером Германии Ангелой Меркель привели к явному успеху, — утверждает автор статьи.
Как оказалось, позиция Берлина по поводу газопровода Nord Stream 2 стала более выгодной для Украины. В качестве обязательного требования для поддержки нового газопровода Меркель назвала решение вопроса сохранения газового транзита через Украину.
Да, заявление немецкого канцлера — вовсе не отказ от строительства. Но, и это очень важный момент, Меркель публично объявила о том, что до сих пор дипломаты непублично обсуждали лишь как возможный вариант.
Более того, новая позиция Германии по вопросу Nord Stream 2 отдает инициативу в руки Украины. Теперь главное — не проспать полученную возможность.
Что для этого следует сделать? Автор этого текста еще в прошлом году публично обращал внимание Киева на то, что для противодействия газпромовскому проекту одной лишь критики недостаточно. Украина, вместе со своими европейскими партнерами (ряд стран не меньше Киева заинтересован в сохранении нынешнего транзита) и при поддержке Еврокомиссии, должна подготовить достоверное и реалистичное предложение для газового транзита после 2019 года.
При этом основными составляющими этого предложения должны быть анбандлинг "Нафтогаза" (выделение в отдельную компанию управителя газотранспортной системы), что позволит ему соответствовать требованиям Третьего энергопакета ЕС. Но одновременно этот шаг соответствует и интересам "Нафтогаза", в том числе и при защите его арбитражной победы.
Вторым компонентом украинского предложения должно быть создание консорциума по управлению (не владению, это существенная разница!) газотранспортной системой с респектабельными газовыми европейскими операторами, не участвующими в конкурирующих проектах "Газпрома".
Эти партнеры благодаря своему опыту могут помочь создать единого оператора, как для украинского газового рынка, так и для партнеров по транзиту.
И таким образом — создать максимально хорошую и убедительную позицию для Украины и ее европейских партнеров для переговоров с "Газпромом" (и, в конце концов, с Кремлем) об условиях нового долгосрочного транзитного контракта с 2020 года.
В то же время надо понимать, что прогресс в позиции Берлина в пользу газовых интересов Киева и его стратегических партнеров в Европе является прежде всего результатом общего резкого ухудшения отношений с Кремлем.
Поэтому эта позиция — больше политическая, и она не будет нравиться влиятельным немецким и европейским газовым компаниям — долгосрочным партнерам «Газпрома». А соответственно, как долго у этих компаний будут связаны руки?
Ответа на этот вопрос пока нет ни у кого. А это означает, что Украине стоит поторопиться и как можно скорее использовать полученную возможность.
Это ключевое домашнее задание для Киева. При этом нужно понимать: окно возможностей может продержаться недолго. У Киева нет времени для долгих обсуждений с Еврокомиссией.
И тем более, нет времени на внутренние разборки. И правительство, и менеджмент "Нафтогаза" несут свою долю ответственности. Главное, чтобы они не забывали, что вопрос продления транзита газа — это уже давно не исключительно экономический вопрос.
Теперь это вопрос национальной безопасности и политической независимости Украины.
Карел Хирман