«Газпрому» каким-то образом нужно обеспечить транзит газа в Европу до того момента пока не будут введены мощности в виде Северного Потока-2, которые позволят разгрузить украинское направление. «Нафтогаз» может попытаться усилить свои позиции в торге с «Газпромом», привязав к нему угрозы перекрыть какие-то виды торговли с Россией или наложением санкций на какие-то российские бизнесы в Украине. Но я не думаю, что это будет сделано, так как «Газпром» не отвечает за другие субъекты хозяйствования, на которых наложат санкции», — полагает руководитель Центра политического маркетинга Василий Стоякин.
До 2013 года Украина рассматривалась Россией, как перспективное предприятие в плане смежных производственных цепочек. Ныне же украинское государство для РФ — это токсичный актив. Такое мнение выразил директор агентства социальных коммуникаций Сергей Белашко.
«Сейчас речь идет не о том, чтобы этот актив получить, а том, чтобы впарить его своим конкурентам для того, чтобы они несли связанные с этим издержки. К примеру, зачем поставлять газ и электричество, проводить транзакции на старый завод, который надо порезать на металлолом?», — проанализировал политолог.
Но и Европа не отстаивает тот актив, за который так рьяно боролась. Оказывается, для нее Украина тоже превратилась в неликвид.
«Получив «блокирующий пакет», европейцы могут заблокировать фактически любое решение украинской власти. Но увеличивать его до контрольного пакета — нести соответствующие затраты, обеспечивая производственные циклы, сбыт, занятость населения и все остальное. ЕС от этого не в восторге, так как актив за пять лет и для него кардинально обесценился. Однако главная цель достигнута — конкурент (Россия) не получил этого актива», — подытожил политаналитик.