МВФ же считает, что большинство госпредприятий убыточны, истощают госбюджет и формируют теневую экономику, где циркулируют неучтенные деньги политических элит. Ввиду этого, Фонд поддерживает любой способ прекращения функционирования такой коррупции, пусть даже на этом заработают нынешние элиты.
С помощью распродажи госсобственности, подчеркивает он, власть попытается закрепиться. Предприятия будут раздаваться по бросовым ценам. Это нужно, во-первых, чтобы активы остались на месте и с их помощью можно было бы торговаться с новой властью. Во-вторых, необходимо «раздать коврижки своей команде», обеспечив их лояльность к себе в преддверие выборов. В-третьих, за счет коррупционных денег от продажи активов сформируются избирательные фонды.
Бортник напомнил, что в 2008 году за Одесский припортовой завод инвестор готов был отдать $600 млн, а сейчас ФГИ оценил ОПЗ в $50 млн — за 10 лет цена упала в 12 раз. Тогда настал мировой экономический кризис, а сейчас страна в полуразрушенном социально-экономическом, политическом и военном состоянии. Но все равно это показатель, насколько упала стоимость ключевых украинских активов на рынке и готовность инвесторов рисковать своими деньгами в Украине.
«Серьезные западные компании сюда вообще не будут заходить, пока не закончится военно-политический кризис», — сказал эксперт.
Бортник подметил, что до выборов на Украине осталось максимум 1,5 года. И после смены власти любые новые собственники гособъектов должны быть готовыми к отстаиванию в судах своих прав на них.
Премьер-министр Владимир Гройсман заявил, что главная задача распродажи госимущества — исключить коррупцию и поддержать честную конкуренцию, и поможет в этом принятый Верховной Радой закон о приватизации.
Сейчас на балансе ФГИ почти 3,5 тысячи предприятий. Большинству из них — более полусотни лет. На новые технологии у государства нет денег, поэтому частный капитал просто необходим, отметили в правительстве.