Об этом событии, впрочем, существуют довольно противоречивые сведения. Пресс-служба Левочкина опровергает эту информацию.
«Заявления о том, что зарубежные активы Сергея Лёвочкина арестованы, не соответствуют действительности. Ни на один из его зарубежных активов арест не наложен», — говорится в комментарии пресс-службы, опубликованном 12 февраля в «Интерфаксе-Украина».
Однако депутат парламента и член той же, что и Левочкин парламентской фракции «Оппозиционный блок» Вадим Рабинович утверждает, что в настоящий момент находится во Франции, где по его заявлению французский суд арестовал имущество Левочкина в пользу Украины «на фантастическую сумму в 1 млрд 800 млн».
«Зачем опровергать неопровержимое? Зачем опять обманывать?— задается риторическим вопросом на своей странице в Facebook Рабинович. — Я вот нахожусь во Франции — и готов специально для г-на Левочкина сделать репортаж из суда, вынесшего такое справедливое решение».
В подтверждение своего заявления Рабинович опубликовал соответствующее решение суда.
Почему члены одной украинской парламентской фракции выясняют свои отношения через французский суд, не так уж и важно. Сейчас, когда на Украине происходит системное разрушение политических институтов и страна входит в очередной предвыборный марафон, — президентские и парламентские выборы, — идет деструктуризация политического пространства. И союзники могут стать врагами, а вчерашние противники вполне могут оказаться по одну сторону предвыборных баррикад.
Такой вполне циничный подход к политике демонстрировал, внедрял и распространял в предыдущие годы сам «серый кардинал» Украины Сергей Левочкин, у которого, как у Англии, никогда не было постоянных союзников, а были только постоянные интересы. Личные, конечно.
Миллионер из бюрократических трущоб
Собственно миллионером — с внушительной собственностью за рубежом и в родном отечестве, а также совладельцем популярного на Украине телеканала «Интер» (официальная стоимость — 2,5 млрд долларов), а еще ряда предприятий и организаций Сергей Лёвочкин для простых граждан Украины стал совершенно неожиданно. Даже можно сказать, в одночасье — в 2014 году, уже после государственного переворота.
Но для политической элиты, наоборот, этот факт был вполне естественным и даже ожидаемым. Просто человек, 20 лет проработавший на вторых ролях в государственном секторе Украины, легализовал «все, что было нажито непосильным трудом».
В действительности, Сергей Лёвочкин занимался реальным, вернее легальным бизнесом очень короткое время в юности — после окончания учебы в 1996-1999 годах. И то бизнесом это можно назвать с натяжкой — в основном он был исполнительным директором Благотворительного фонда развития Донецкой области. То есть авторитетные бизнесмены жертвовали деньги, которые Лёвочкин до 1999 года распределял под их же контролем…
А с 1999 года началось триумфальное восхождение Левочкина по бюрократической лестнице. Сначала был советником губернатора Донецкой области Виктора Януковича, потом референтом и научным консультантом президента Леонида Кучмы, далее — руководителем аппарата правительства (премьер Виктор Янукович) и т.д. Наибольших бюрократических высот достиг в 2010-м, когда был назначен главой администрации президента (АП) Украины Виктора Януковича.
А уже после госпереворота, объявив себя владельцем многомиллионного имущества, стал депутатом нынешнего созыва Верховной Рады от «Оппозиционного блока».
Секрет взлета Сергея Лёвочкина в особенностях служебной карьеры его отца Владимира Анатольевича — генерал-полковника внутренней службы Украины, одно время возглавлявшего Государственный департамент по вопросам исполнения наказаний (2001-2005 г.г.).
Существует легенда, правда, никем особо и не опровергаемая, что молодой лейтенант Владимир Левочкин охранял в колонии тот самый барак, в котором отбывал наказание за грабеж молодой Виктор Янукович… С тех пор, мол, они через годы пронесли взаимоуважение и взаимопомощь.
Но это — легенда.
А вот в действительности, Янукович, как он сам говорил мне, на протяжение всей своей политической карьеры доверял Лёвочкину, как собственному сыну. Даже тогда, когда окружение Януковича с фактами и документами в руках утверждало, что именно глава его собственной администрации является главным и тайным организатором протестов на Майдане, Янукович продолжал держать его на ключевой должности руководителя АП.
«Пагубная идея» с новогодней ёлкой
Действительно, до декабря 2013 года у Януковича не могло быть сомнений в преданности Лёвочкина. При этом и сам президент и его окружение были прекрасно осведомлены в том, что Лёвочкин, почти не скрываясь, лоббирует во властных структурах интересы украинского олигарха Дмитрия Фирташа.
«Ну, в общем, в этом тогда, да как и сейчас, при Порошенко, не было ничего удивительного, — объясняет источник в бывшем окружении бывшего украинского президента. — Экономика Украины, ее бизнес так построены, что именно государство, вернее государственный аппарат предоставляет льготы, госзаказы, устанавливает тарифы, обеспечивает защиту или, если не понравится, нападение налоговых органов и спецслужб. Всё это повязано на систему, на главу государства и тот, кто приходит к президенту с докладом, тот и определяет судьбу бизнеса. Это все знают».
При Януковиче таким человеком был Лёвочкин. И поэтому он был главным «бриллиантом» в короне Фирташа, считавший себя в то время некоронованным королем Украины. Но осенью 2013 года система стала меняться. Тогдашняя управленческая команда решила сильно потеснить традиционных украинских олигархов — Фирташа, Коломойского,Пинчука, Порошенкои многих других. Внешне это выглядело радением за интересы простых людей.
Предполагалось, как утверждает бывший тогда вице-премьером Сергей Арбузов, ввести налог на роскошь, готовился даже соответствующий законопроект. И президент и его ближайшее окружение были, конечно, в курсе этого. Шла подготовка передела собственности и большого бизнеса в пользу новых властителей. Хотя широко об этом, конечно, нигде не говорилось. Сам налог, с последующим «раскулачиванием» олигархов, предполагалось ввести в 2014 году. В парламенте, где у президентской команды было большинство, препятствий для этого не ожидали.
Но восстала Площадь Независимости. Предлогом и одной из главных причин восстания стал отказ, а на самом деле перенос сроков на весну 2014-го года подписания Договора об ассоциацией с ЕС. И организаторами Евромайдана, как уверенно утверждают бывшие министры, были именно те олигархи, которым предстояло платить «налог на роскошь». Во всех смыслах этого слова. И вот, не имея рычагов прямого влияния на команду президента, они вывели на Европейскую площадь студентов.
«Собственно, в последние дни ноября даже этот конфликт стал рассасываться», — вспоминает бывший министр МВД Украины Виталий Захарченко. По его словам, в ночь с 29 на 30 ноября на Майдане осталось всего несколько десятков человек. Им было предложено разойтись и они начали расходиться. С этой целью даже была продлена на час работа столичной подземки.
Но глубокой ночью вопреки распоряжению Захарченко, городские милиционеры стали теснить студентов, неправомерно применяя к ним насилие с тем, чтобы установить на Майдане новогоднюю ёлку, что в конечном счете фактически запустило реальные массовые протесты, позже закончившиеся государственным переворотом.
Генерал Захарченко утверждает, что был категорически против действий своих подчиненных. Но все произошло глубокой ночью, втайне от него. И единственный человеком, который в тот момент мог отдать распоряжение через голову министра МВД, был Сергей Лёвочкин. Бывшее окружение президента Януковича считает, что именно Лёвочкин в тот момент предал их и перешел на сторону попавших в опалу олигархов, прежде всего Фирташа. И что именно он виновен в радикализации протестов на Майдане.
«Кардиналами не становятся, ими рождаются»
Государственный переворот, произошедший уже в 20-х числах февраля 2014 года, вынудил команду Януковича уйти не только из власти, но и покинуть страну. Единственный, кто никак не пострадал от этого — Сергей Лёвочкин, который еще за месяц до окончания событий, 17 января 2014 года уволился с должности руководителя администрации президента.
Янукович и его бывшее окружение и сейчас полагают, что именно Лёвочкин был главным и тайным двигателем тех событий. В результате они потеряли все — власть, имущество, родину. А Лёвочкин, наоборот, успешно легализовал бизнес, имущество, многомилионную собственность и даже стал депутатом Верховной Рады нынешнего 8-го созыва.
При этом Лёвочкин не потерял и своего незримого «кардинальского влияния».
Как он сам рассказал в ходе судебного заседания в Вене, рассматривавшего дело Фирташа, переговоры между будущими президентом Украины Петром Порошенко, мэром Киева Виталием Кличко и тогда влиятельным Дмитрием Фирташем в одной из фешенебельных гостиниц Вены в марте 2014 года проходили при его непосредственном участии. Стороны обсуждали распределение властных полномочий после выборов президента.
Сейчас Лёвочкин — один из влиятельнейших украинских политиков, владелец многомиллионного имущества, совладелец телеканала «Интер», хозяин внушительной дорогостоящей виллы на Лазурном берегу, по соседству с которой стоит не менее внушительное поместье Фирташа.
А все-таки, рок или судьба преследуют и его. На этот раз в лице его соседа по фракции в «Оппозиционном блоке» Вадима Рабиновича, который создал партию «За життя» и теперь, в стремлении нарастить рейтинг, почем зря крушит политические карьеры своих соратников…
Ну, тут как говорится, ничего не попишешь. У Рабиновича в этом смысле был хороший учитель — Сергей Лёвочкин.