Сотни кораблей в год: Как провалилась устроенная Киевом морская блокада Крыма

Какие усилия предпринимали власти Украины, пытаясь блокировать внешнеэкономическую деятельность Крыма, и почему эти усилия оказались малоэффективны
Подписывайтесь на Ukraina.ru

Пресс-служба прокуратуры Автономной Республики Крым (АРК) — это ведомство продолжает официально функционировать, несмотря на потерю Украиной контроля над Крымом в марте 2014 года — сообщила о межведомственном совещании, проведенном 7 февраля по поводу фиксации захода кораблей в порты полуострова, контроль за которой прокуратура АРК считает одним из приоритетных направлений деятельности.

«Для координации деятельности и организации фиксации незаконных мер судов в 2017 году создана рабочая группа, в состав которой входят представители прокуратуры АР Крым, Министерства по вопросам временно оккупированных территорий и внутренне перемещенных лиц Украины, Министерства инфраструктуры Украины, Государственной пограничной службы Украины, Государственной фискальной службы Украины и Государственного предприятия «Администрация морских портов Украины», — говорится в сообщении пресс-службы прокуратуры АРК. — Заместитель начальника управления прокуратуры Автономной Республики Крым Егор Ребров… проинформировал присутствующих, что для фиксации каждого незаконного захода судов в закрытые порты в Крыму был создан реестр судов-нарушителей, систематически обновляется… Более того, благодаря слаженной работе Министерства по вопросам временно оккупированных территорий и внутренне перемещенных лиц Украины, в распоряжении которого есть соответствующее оборудование по отслеживанию судов, удается на должном уровне фиксировать такие нарушения. По его словам, по состоянию на первое февраля текущего года в указанном реестре находится 665 судов-нарушителей». 

В заявлении пресс-службы прокуратуры АРК не уточнено, с какого именно момента отсчитывается период учета кораблей-нарушителей. Однако из регулярных сообщений на сайте Министерства по вопросам временно оккупированных территорий и внутренне перемещенных лиц Украины известно, что с 1 января по 1 февраля 2018 года было зафиксировано 19 грузовых кораблей-нарушителей, с 1 декабря 2017 года по 1 января 2018 года — 26, с 1 ноября по 1 декабря — 25, с 1 октября по 1 ноября — 22, с 1 сентября по 1 октября — 30, с 1 августа по 1 сентября — 34. Всего за последние полгода в порты Крыма вопреки запрету Киева зашло 156 грузовых судов. Исходя из таких данных, можно предположить, что реестр начал действовать  ппримерно 2 года назад, что совпадает с датой создания составляющего такой реестр Министерства по вопросам временно оккупированных территорий и внутренне перемещенных лиц (апрель 2016 года). 

На Украине урегулировали теле- и радиовещания в Донбассе и на границе с КрымомТребования к вещанию основаны на принципах защиты интересов государства, «противодействия информационной агрессии», сбалансированного и «непредвзятого информирования аудитории об общественно значимых событиях на Украине»

Большую часть грузовых кораблей, заходивших в порты Крыма, как следует из данных Министерства по вопросам временно оккупированных территорий и внутренне перемещенных лиц Украины, составляли суда под флагом России. Однако в августе 2017-го было зафиксировано 11 кораблей под флагами других государств (Палау, Сьерра-Леоне, Того, Коморские острова, Танзания), в сентябре — 7 (Палау, Сьерра-Леоне, Того, Танзания), в октябре — 3 (Того), в ноябре — 3 (Сьерра-Леоне, Того, Танзания), в декабре — 1 (Того), по январю разбивки по флагам нет. Итого за полгода 25 иностранных кораблей, зашедших в порты Крыма. Кроме того, в сообщении Министерства по вопросам временно оккупированных территорий и внутренне перемещенных лиц Украины за декабрь отдельно отмечено, что «на рейде в акватории портов, были зафиксированы корабли Республики Молдова, Мальты, Того, Палау, Федерации Сент-Кристофер и Невис и Союза Коморских Островов». Иначе говоря, число может быть на самом деле гораздо более большим, а представительство флагов — широким.

Данные неправительственных инстанций еще более прискорбны для Киева. Например, фонд «Майдан иностранных дел» только в январе 2017 года зафиксировал заход в порты Крыма 73 кораблей, из которых 16 не несли российский флаг.

Стоит отметить, что речь идет не о том, что с Крымом торгуют только экзотические крохотные государства Африки, Карибского моря и островов Индийского океана, а о том, что флаги этих государств несут иностранные грузовые суда, что не одно и то же.

Таким образом, получается, что морской блокады Крыма властям Украины добиться все же не удалось, хотя усилия к этому принимались достаточно активные. «С июля 2014 года правительство Украины прекратило функционирование всех крымских портов, гавани закрыли для международного судоходства. В декабре 2014 года европейским компаниям запретили оказывать туристические услуги в Крыму, а круизным кораблям — заходить в порты полуострова. С мая 2015 года Кабмин Украины официально исключил крымские порты из перечня открытых для иностранных судов», — перечисляется в материале «Крым.Реалии» от 16 марта 2017 года, посвященном как раз проблеме массовых нарушений этих запретов иностранными кораблями.

Работали в направлении блокады Крыма и активные общественники. Например, много стараний с 2014 года приложил Борис Бабин, назначенный за это 17 августа 2017 года полномочным представителем президента Украины в Автономной Республике Крым.

«Я тогда работал и сейчас представляю Украинский независимый морской профсоюз, — рассказал Бабин 17 марта 2017 года в интервью «Укринформу». — Так как украинские воды являются зоной конфликта, мы всегда требовали от судовладельцев предупреждать об этом моряков, как минимум включать соответствующие предписания в договоры, контракты, потому что это огромные риски. Именно для моряков, потому что они потом будут крайними. Очень показательная ситуация произошла недавно, когда Военная прокуратура организовала вместе с пограничниками задержание на Дунае судна «Sky Moon», которое шло из Крыма (под флагом Танзании. — прим. авт.), сейчас оно находится в порту Рени. Члены экипажа были арестованы, их оштрафовали и депортируют, и они будут нести соответствующие наказания. Но именно судовладелец все это организовал, закрыл глаза на то, что судно осуществляет незаконное судоходство, также и администрация флага и классификационная компания закрыли глаза на то, что подконтрольное им судно совершает риски, потому что оно заходит в закрытые порты, в зону конфликта… Мы с самого начала ставили вопрос о том, что государства мира должны учесть эту ситуацию. Мы давали сообщения о соответствующих рисках морским администрациям, страховщикам, классификационным обществам, повсюду обращались». 

Экс-глава Генштаба: Турчинов сдал Крым по указке ЗападаПостмайданный киевский режим отказался от Крыма для того, чтобы потом «политическими шагами регулировать ситуацию»

Если заглянуть в интервью Бабина «Крым.Реалии» 26 декабря 2014 года, то масштаб его деятельности в то время выглядел достаточно масштабно: «Начиная с июня (2014-го. — прим. авт.), наш профсоюз регулярно направляет уведомления администрациям флага судов, заходящих в Крым, государствам, в которых находятся судовладельцы, международным страховым организациям. Также мы отправляем письма классификационным обществам, надзирающим за соблюдением соответствующими судами международных конвенций. В своих уведомлениях мы сообщаем, что территория Крыма является оккупированной, и есть соответствующие резолюции Генассамблеи ООН и ОБСЕ. Пишем, что в апреле этого года Украина официально закрыла морские порты в Крыму, и этот процесс завершен к началу июля этого года. Кроме того, Украина установила уголовную ответственность за незаконное нарушение государственной границы на оккупированных территориях, повлекшее ущерб государству».

Итог? «После того, как мы рассылали эти письма, некоторые судовладельцы и представители администрации флага ничего нам не отвечали, потому что профсоюз — это не МИД, и вообще не государственный орган. Однако некоторые государства флага пошли нам навстречу. В частности, это администрации Сент-Китс и Невиса, Палау, Тувалу — рассказал Бабин «Крым.Реалии».

— Кроме того, мы имеем и другие формы реакции на наши обращения. Например, Молдова дала соответствующий циркуляр с запретом на вход в порты Крыма. Санкции Евросоюза касательно запрета на заход туристических судов — это в том числе результат и нашей работы. Потому что единственный судозаход европейского круизного лайнера в эти порты был в августе. Он повлек за собой наши обращения в необходимые инстанции».

Но, как видим, в 2017 году корабли под флагом Палау регулярно заходили в крымские порты, а сухогрузы под флагами Молдовы и Сент-Китс и Невиса находились на рейдах в акватории портов полуострова. Иначе говоря, итог оказался почти нулевым.

Итог, впрочем, сам Бабин оценивал достаточно скромно, отметив в интервью «Укринформу» достижение «за три года хотя бы определенного результата»: «Мы имеем сегодня определенное позитивное развитие ситуации, это ситуация с Турцией. Когда все-таки упорный труд с турецкими коллегами на сегодняшний день привел к тому, что якобы с их стороны официальный запрет на судозаходы стран под турецким флагом, так и для любого судна, находящегося в собственности турецких судовладельцев. И это мы имеем через три года оккупации хоть определенный результат. Но и это уже хорошо».

Речь идет о запрете Турции 10 марта 2017 года на заходы в ее порты турецких же кораблей, идущих с грузом из Крыма. «Турецкие суда ходят между Турцией и Крымом. Суда с экзотическими флагами вроде Танзании на самом деле не танзанские, они зафрахтованы для перевозок. А вот суда с турецкими флагами турецкими и являются, они экспортируют продукты питания, импортируют промышленные товары — соду, стройматериалы», — отметил 16 марта 2017 года «Крым.Реалии» журналист Максим Гардус. В той же беседе экспертов принял участие и Бабин, который упомянул, что «корабли турецких судовладельцев после захода в Крым в украинские порты стараются не заходить». Иначе говоря, с Крымом и турки торговали достаточно активно.

Более того, будущий полпред признал в том же опросе, что морскую торговлю с Крымом ведут даже украинские компании: «А вот суда, более-менее безнаказанно ходящие между украинскими и крымскими портами, в основном находятся в собственности украинских же олигархов, крупного бизнеса. Флаг на них при этом может быть любой».

Рекомендуем