29 января депутаты Черкасского городского совета приняли местный бюджет — несмотря на то, что большинство из них считали его нереальным и невыполнимым. А затем тут же проголосовали за свой самороспуск. Они сделали это под давлением ультраправых боевиков из «Национального корпуса» и «Национальных дружин», которые разогнали охрану и заблокировали депутатов в сессионном зале Черкасского горсовета — при почти открытой одобрительной поддержке наблюдавшей за этим антизаконным беспределом полиции.
Этот инцидент в Черкассах вызвал всеукраинский и даже международный резонанс. Причем, не только потому, что фотографии одетых в маски боевиков, которые диктовали свою волю бессильным испуганным депутатам, слишком очевидно походили на визуализацию хорошо известных эпизодов европейской истории — из двадцатых и тридцатых годов прошлого века. О чем широко пишет западная пресса, комментируя красочный рекламный ролик киевского марша ультраправых «дружинников».
Гораздо важней другое — этот случай является очевидным прецедентом, который показывает, что полностью утратившая поддержку власть намерена контролировать страну чисто силовым путем, наплевав на мнение и волю народа. «Сотня татуированных мальчиков из гражданского крыла неонацистского (по определению Конгресса США) полка «Азов» заставляет голосовать за самороспуск людей, которых прямым и открытым голосованием выбрали 383 130 жителей европейского города», — пишет об этом известный блогер Андрей Недовес. При том, что все видят — изнасилованное Евромайданом общество ничего не может сделать с легализованными под эгидой МВД нацистами, которые могут делать с украинцами все, что пожелают сами, и что прикажут им высокопоставленные спонсоры из правительства.
Очевидно, что вопрос об исходе будущих выборов вообще теряет в этом свете свою актуальность. Да, жители южных и восточных регионов страны могут проголосовать в 2020 году за представителей условной оппозиции, которая возьмет большинство в местных советах нелояльных к Киеву регионов. Но Киев вполне может позволить себе признать результат этого волеизъявления — поскольку вооруженные легализованные подразделения ультраправых в любой момент смогут «закошмарить» трусливых «народных избранников» из «Оппозиционного блока», заставив их правильно голосовать за нужные для власти законы. А если они вдруг заартачатся, их просто разгонят — как это было в Черкассах. Ведь помимо демонстративного захвата сессионного зала, ультраправые боевики с корочками сотрудников Министерства внутренних дел активно практикуют «неформальное» запугивание политиков, чиновников и бизнесменов — эффективно совмещая угрозы физической расправы с обещаниями серьезных проблем по линии правоохранительных органов.
Оппозиция пока не может противопоставить этому ничего — робкая попытка ответить на силу силой, которую предприняли в Днепропетровске, когда представители «Оппозиционного блока» наняли охрану для защиты участников памятной акции 9 мая, закончилась показательными арестами охранников, которые всего лишь дали отпор нападавшим на марш нацистам. Таким образом руководство МВД послало понятный каждому месседж — «правые могут безнаказанно бить вас на улицах, а вы не имеете права бить их в ответ». Государственная машина открыто поддерживает ультраправые группировки, используя их для того, чтобы нейтрализовать своих оппонентов. И это вгоняет функционеров из «Оппоблока» в состояние коматозного ступора, когда они готовы согласиться на все, чтобы сохранить свой бизнес, свои кресла и свою жизнь. Ведь эти люди хорошо знают, что уголовные дела против нацистов — включая резонансные эпизоды с убийствами — элементарно не расследуются и не доводятся до суда.
Конечно, перед нами давно опробованная на практике модель классической силовой диктатуры, хорошо известная жителям латиноамериканских, африканских и азиатских стран. Сохраняя формальную видимость демократии, такой режим делает ставку на запугивание и физическую расправу над недовольными, используя для этого парамилитарные подразделения, организованные и легализованные при поддержке государственных силовых структур. И правительство вполне сознательно выращивает это агрессивное меньшинство, чтобы с его помощью удерживать в подчинении разочарованных и недовольных сограждан.
При таком сценарии власть может полностью игнорировать свои минусовые рейтинги — если Порошенко и «Народный фронт» с треском проиграют парламентские и президентские выборы, они могут вывести на улицу ручные дружины нацистов, и отменить их результат, наплевав на выбор украинцев точно таким же образом, каким они наплевали сейчас на волеизъявление жителей Черкасс. Миллионы жителей страны не смогут противопоставить этому ничего, кроме глухого ропота в общественном транспорте, на курилках и в не запрещенных пока еще соцсетях, вроде Фейсбука — который, впрочем, тоже можно заблокировать под предлогом активности «антиукраинской агентуры», как это было с «Одноклассниками» и «ВКонтакте».
Какие выводы можно сделать из этого печального положения дел? Украинцам нужно ясно осознавать, во что превратилась сегодня наша страна. Нам нечего надеяться на предстоящие выборы, наивно считая, что они изменят ситуацию к лучшему, как это обещают сейчас представители «Оппозиционного блока» — надежда на которые не стоит ломаного гроша. Нужно понимать эту перспективу и организовываться в реальную массовую оппозицию, которая позволит эффективно противопоставить правящему меньшинству националистов силу и волю народного большинства, пассивно наблюдающего сейчас за медленной мучительной гибелью своей Родины.