Напомним, что он попал в украинский плен летом 2017 года в ЛНР. Украинская сторона назвала его российским военнослужащим-контрактником. Однако, как Россия, так и ЛНР отрицают то, что на момент плена Агеев был российским контрактником.
Так, в Минобороны России заявили, что он никогда не был профессиональным военным. Проходил только срочную службу и в мае 2016 года был уволен в запвс. В Луганске утверждают, что Агеев был гражданином ЛНР и проходил службу в местной Народной милиции (так в республике называется местная армия — прим. ред.). В итоге он был осужден украинским судом за пособничество террористам (в данном случае ЛНР) и незаконное хранение оружия и боеприпасов.
В СМИ и соцсетях были высказаны предположения, что Агеев может быть обменян на Станислава Клыха, бывшего унсовца, воевавшего за чеченских сепаратистов в середине 90-х, и арестованного в России в 2014 году. Основанием для этого стало совместное видеообращение к Владимиру Путину и Петру Порошенко матерей Агеева и Клыха — Светланы и Тамары.
«Мы матери наших детей — Станислава Клыха и Виктора Агеева. С большим уважением к нашим властям, Российской Федерации и Украины, просим, взываем к вам освободить, помиловать наших детей, которые находятся в плену, и, как Станислав, в тюрьме, где он уже три года», — сказала в обращении Тамара Клых, сообщает «Новая газета».
Ее поддержала Светлана Агеева. «Мы обращаемся к вам еще раз: услышьте нас, пожалуйста, помогите в нашем горе и помогите всем народам России и Украины понять друг друга и быть снова вместе! Это очень искренняя просьба. Так дальше жить нельзя. Мы очень надеемся, что вы нас услышите и поможете».
Издание Ukraina.ru попросило российского и украинского экспертов ответить на вопрос: состоится ли обмен Виктора Агеева на Станислава Клыха? Ранее уже был подобный прецедент, когда получившую двадцатилетний срок в России Надежду Савченко, обвиненную в убийстве российских журналистов, обменяли на взятых в плен в Донбассе двух российских «грушников» Александра Александрова и Евгения Ерофеева.
Также есть прецедент, когда российская сторона выпустила и отдала Турции в прошлом году двух осужденных руководителей запрещенного в России крымскотатарского меджлиса — Ильми Умерова и Ахтема Чийгоза. Они затем вернулись на территорию Украины.
Украина обзавелась собственным ГУЛАГом
Александр Бородай, руководитель Союза добровольцев Донбасса, считает, что версии России как государства и ЛНР как государства друг другу абсолютно не противоречат.
«Союз добровольцев Донбасса склонен согласиться и с той, и с другой, и не имеет против этих версий никаких возражений. По Агееву все понятно. Да, он когда-то служил в Вооруженных силах Российской Федерации, а после этого — добровольцем в ЛНР. Это довольно типичный случай», — считает Бородай. Он не исключает обмена Агеева на Клыха.
«Гипотетически это возможно, но всегда надо иметь ввиду, что украинская сторона обманывает все время, в том числе и с обменами. Например, в случае последнего. Несмотря на посредничество, в том числе и нашего президента Владимира Путина, этот обмен был типичным обманом с украинской стороны. Тогда целый ряд людей, которые должны были быть обменены, прежде всего, граждане Российской Федерации, даже не привезли на обмен», — указывает Бородай.
Экс-премьер ДНР не может сказать, когда возможен следующий обмен пленными, которые еще остались, как в ЛДНР, так и на Украине, и состоятся ли они вообще.
«По крайней мере, никто из Союза добровольцев Донбасса предсказать это не может. Мы не гадалки, и гадать на кофейной гуще не будем. Даже тот большой обмен, который состоялся, его сроки переносились в течение очень длительного времени. Так что состоялся он с очень большими сложностями. Инициаторам обмена пришлось преодолеть огромное количество препон, прежде всего, с украинской стороны, которая не заинтересована в обмене. А что касается российских военнопленных и пленных, и политзаключенных с «синими», украинскими паспортами, их томится на территории Украины очень много. Это тысячи и тысячи людей. Украина стала государством, обладающим собственным ГУЛАГом и собственной машиной уничтожения», — не сомневается Бородай.
Россия меняет тактику
А вот украинский политолог Роман Бортник считает, что вынесение приговора Агееву приближает обмен, поскольку, таким образом становится возможным помилование Агеева президентом Украины, а потом обмен его на каких-то других лиц, по тем или иным причинам лишенных свободы в Российской Федерации.
«Поскольку тема обмена военнопленными является сегодня одной из ключевых и наиболее плодотворных — есть какие-то подвижки и возможность их проводить, поэтому вероятность обмена российских граждан на украинских, которые удерживаются в российских тюрьмах, достаточно высока.
Но это не будет обмен в рамках «Минска», потому что за многими из этих людей, которые удерживаются Россией, не признается статус участников событий на Донбассе. Но в рамках договоренностей между правительствами, это вполне возможно. Мы помним, как в свое время обменяли Надежду Савченко, и как обменяли крымских татар, руководителей меджлиса — Умерова и Чийгозу.
Некоторые считают, что их отдали Турции просто так, но, на самом деле, это не так. Просто, на что именно их обменяли, не сообщили прессе и общественности. Их обменяли на какие-то определенные уступки, которые сделала Турция. Так что это все равно обмен. Это моя версия», — говорит Бортник.
Единственная проблема, по словам политолога, остается в том, что Украина хочет менять российских граждан только на украинских, которые задерживались в Крыму, на территории России по другим делам, не связанным с Донбассом.
«Россия же пока продемонстрировала неготовность к такому обмену, но я не исключаю, что он все же может состояться.
Если обмен Агеева на Клыха произойдет, то это не будет прецедентом, но это может означать определенную смену тактики Российской Федерации в отношении Украины на какой-то определенный период. Хотя бы на период выборов и чемпионата мира по футболу», — полагает Бортник.