Николай Санжаревский работает во Львовском театре оперы и балета имени Соломии Крушельницкой более 20 лет. Среди самых известных его партий — Квазимодо из «Эсмеральды», Шут из «Лебединого озера», черт и Бог-творец из «Сотворения мира». Кроме того, он является арт-директором Львовской школы академического и современного балета. Правда, несмотря на изъятие из новогодней постановки балета «Щелкунчик» в Киеве «Русского танца», в «непатриотичных па» артиста пока не обвиняют. А вот за критику власти в социальных сетях и попытки помочь мирному населению Донбасса его публично окрестили «сепаратистом».
Проблемы Николая Санжаревского со Службой безопасности Украины начались еще в 2015 году — именно тогда в регионы из Киева был спущен своеобразный «план» по поимке «сепаратистов». Поскольку разнарядка касалась именно «донбасских сепаратистов», а не «галицких», которых во Львове хотя бы с натяжкой можно было обнаружить, выполнять указание столичного начальства пришлось по старому принципу «палец-пол-потолок». Поскольку к тому времени, в первую очередь благодаря стукачам из среды националистических группировок, в СБУ давно был перечень недовольных «революцией достоинства» вообще и действиями майданной власти в частности, то один из администраторов паблика «Анти-Майдан» Санжаревский стал одной из первых мишеней новой кампании.
Относительно артиста провели официальную проверку, вызвали на «собеседование» в областное управление СБУ и вынесли официальное предостережение относительно недопустимости «антигосударственных действий». Однако даже спикер УСБУ во Львовской области Олег Александров вынужден был признать, что «тогда не было достаточных доказательств состава преступления, чтобы возбудить против Николая Санжаревского уголовное производство за сепаратизм или государственную измену» (то есть хотели, но не смогли). Что же изменилось в начале 2018-го?
Сразу после Рождества по Николаю Санжаревскому «выстрелили из двух стволов». Сначала 8 января подвластный главе МВД Арсену Авакову сайт «Миротворец» внес артиста в своё «Чистилище» как «пособника террористов, который проводит антиукраинскую пропаганду, занимается сбором средств для боевиков НВФ ДНР». На следующий день один из рупоров одесских националистов, «блогер и активист» Елена Добровольская, опубликовала на сайте «Энигма» (среди авторов которого такие известные разжигатели ненависти как Роман Доник, Роман Бурко, Елена Билозерская и Мирослав Олешко) пасквиль под названием «Балерун погорелой «Новороссии». Приведя ссылку на «Миротворец», а также несколько сканов с ФБ-страницы Санжаревского, автор заявила, что с начала конфликта на востоке Украины и по сей день артист театра активно поддерживает самопровозглашенные ЛДНР и распространяет информацию, которая может расцениваться как посягательство на территориальную целостность Украины, а также собирал деньги для помощи «террористическим организациям «ДНР/ЛНР». 10 января на официальном сайте Львовской оперы появилось сообщение о том, что «с целью проверки приведенных в СМИ фактов дирекция Львовского национального академического театра оперы и балета имени Соломии Крушельницкой обратилась с официальным запросом в Управление Службы безопасности Украины во Львовской области. По данному факту проводится также внутреннее расследование».
Узнав от друзей о кампании травли, артист прервал отпуск, 13 января вернулся из-за границы во Львов, а 15 января по собственной инициативе прибыл в областное управление СБУ. «Борцы за национальную государственность» к такому визиту были не готовы и явно рассчитывали на то, что после обнародованных обвинений Санжаревский на Украине больше не появится. Собеседование с ним назначили на следующий день, к тому времени СБУ зарегистрировало уголовное производство по статье 258-3 («содействие деятельности террористической группы или террористической организации», наказание — до 15 лет лишения свободы) и запаслось санкцией суда на обыск квартиры Санжаревского.
16 января вместо «собеседования» состоялся сначала допрос Санжаревского в УСБУ Львовской области — традиционно, в статусе свидетеля и без присутствия адвоката, а потом — обыск квартиры артиста. На следующий день на официальном сайте СБУ появилось сообщение под заголовком «Во Львове СБУ разоблачила администратора антиукраинских групп в соцсетях» следующего содержания: «Оперативники спецслужбы установили, что модератор размещал в Интернете материалы с призывами к изменению границ территории Украины и высказывался в поддержку террористических организаций «Л/ДНР». Во время санкционированного обыска по месту жительства пророссийского пропагандиста правоохранители, в рамках ранее открытого СБ Украины производство по ст. 258-3 Уголовного кодекса Украины, обнаружили технику и носители информации, которые будут переданы на экспертизу».
Ни 16-го (в свой первый рабочий день после отпуска), ни 17 января Николай Санжаревский в театре не появился. Официально его не задерживали и уведомления о подозрении не вручали, в СБУ пообещали принять решение об изменении процессуального статуса артиста только после получения выводов экспертов. Учитывая тот факт, что ныне каждый день правоохранительные органы изымают десятки единиц различной техники для поиска в ней следов «антигосударственной деятельности», результатов экспертизы можно ждать несколько месяцев. Всё это время, по сложившейся традиции, все львовские и подавляющее большинство общенациональных СМИ продолжат называть Санжаревского «сепаратистом» и «пособником террористов», а его профессиональная карьера в любой момент может оборваться.
Николай пытается быть максимально публичным, хотя помнит, что это не помогло Руслану Коцабе, которого артист защищал в своих публикациях в Фейсбуке. В интервью украинской редакции «Радио Свобода» Санжаревский подчеркнул, что не видит ничего предосудительного в своих постах: «Я заявляю, что в конце 2013 года и в 2014 году я был администратором страницы под названием «Антимайдан» в одной из соцсетей. Почему я это делал? Возможно, отчасти из-за пропаганды, частично из-за экономических и исторических моих знаний. Я считал, что резкий переход к евроинтеграции для тогдашней экономики страны приведет ко многим негативным последствиям, таким как уменьшение ВВП и обнищание определенной части населения. Насколько я ошибался, покажет время. В своих постах в соцсетях я в то время резко критиковал определенных политиков, их ошибки, также освещал негативные тенденции, с которыми сталкивалось украинское общество».
Отвечая в этом же интервью на обвинения в финансировании ДНР и ЛНР, артист заявил, что «электронные кошельки», о которых писала Добровольская, действительно были им зарегистрированы — с целью помочь тем, кто страдает от конфликта, который был в то время в полном разгаре. «Тогда многие пытались помочь, чем кто мог. Я полагал, что мой долг — помочь, я работаю с детьми. Но мои добрые намерения были использованы не в тех целях. И когда я это увидел, прекратил всякую деятельность, запросил у «Вебмани» блокирование этих кошельков, что через некоторое время и сделали».
Лишь одно «преступление», которое блогер-доносчик инкриминировала Санжаревскому, датировано 2017 годом. В ноябре он со своими воспитанниками участвовал в конкурсе танца в Минске, и на сцене среди флагов стран-участниц был поднят и флаг «ДНР». На это артист и педагог ответил так: «Мы готовились к конкурсу. За несколько часов до выезда получили от оргкомитета список тех, кто выступает, увидели представителей России и так называемой «ДНР». Мы собрались с родителями детей, обсудили вопрос и пришли к выводу, что мы так долго готовились, что спортсмены отстаивают честь страны, и мы, исходя из этого, поехали. Наши дети не были на фотографии, можно это легко проверить».
Однако в нынешней Украине принято принимать обвинения в «сепаратизме» и «терроризме» на веру, приговор журналистам Васильцу и Тимонину, а также содержание под стражей их коллеги Муравицкого — лучшее тому подтверждение. Однако журналисты даже нишевых СМИ теоретически могут повлиять на общественное мнение, а кому мог помешать солист балета, ФБ-страница которого почти три года посвящена исключительно личным и профессиональным проблемам? Он сам в интервью львовскому порталу ZAXID.net 18 января подчеркнул, что «забросил всю эту работу в социальных сетях и понял: соцсети на способны совладать с бедой, в которой оказалась Украина. Санжаревский сфокусировался на проектах, которые в перспективе помогут реинтеграции Донбасса», имея в виду, в том числе совместное выступление детских коллективов из Львова и «ДНР» в Минске.
Сам Николай Санжаревский уверен, что за всей этой ситуацией стоят люди, которым он мешает с точки зрения профессиональной деятельности — ведь его Львовская школа академического и современного балета только за последние 3 года организовала 10 резонансных проектов, в том числе международных. Хотя нельзя исключать и совершенно банального «эксцесса исполнителя» — накануне визита во Львов президента Петра Порошенко и генерал-губернатора Канады Жюли Пайетт, состоявшегося 18 января, местные СБУшники просто попытались продемонстрировать эффективность своей борьбы с «врагами народа».
В пользу этого предположения играет и тот факт, что СБУ давно пыталась обвинить в «антигосударственной деятельности» человека именно с польской фамилией, особенно после скандального визита во Львов главы польской дипломатии Ващиковского в ноябре 2017-го. Несмотря на все заявления официального Киева о намерении решить исторические проблемы с Варшавой после смены правительства и министра иностранных дел Польши, недружественные действия Украины в адрес соседней страны продолжаются. К примеру, 15 января 2018-го Львовская ОГА приняла решение об отмене давно согласованной выставки в местном историческом музее, которая должна была представить польское видение событий ноября 1918-го во Львове. Организации польского меньшинства и даже корпункт государственного радио Польши во Львове находятся под плотным «колпаком» СБУ, в их адрес регулярно звучат обвинения от местных радикалов.
Правда, непублично во Львове циркулирует еще одна версия случившегося — сексуальная. Дело в том, что генеральный директор Львовской оперы, бывший министр культуры Василий Вовкун известен, образно выражаясь, очень широкими европейскими взглядами. И те из его подчиненных, которые отказывались разделить с ним эти взгляды на практике, в прошлом всегда сталкивались с проблемами. Но если раньше эти проблемы создавал сам Вовкун и его политические покровители, то ныне достаточно доноса в СБУ через «активистов».
Однако что бы ни стало реальной причиной преследования Николая Санжаревского со стороны украинских спецслужб, формальным поводом для этого стали высказывания львовского артиста в социальных сетях. Как отмечено в подготовленном международной организацией Human Rights Watch отчете о проблемах с правами человека в Украине, опубликованном 18 января, только за последние несколько месяцев украинские власти сделали несколько шагов в сторону ограничения свободы слова и свободы СМИ. Сообщение об этом на сайте организации озаглавлено «Провальная ситуация с правами человека на Украине: проблемы пыток и свободы выражения мнений ждут своего решения».