Об этом на своей странице в Facebook заявил глава Совета Национального банка Украины Богдан Данилишин.
В частности, по его данным, дивидендов в пользу нерезидентов за этот срок было выведено в сумме $8,5 млрд, процентов по прямым инвестициям — на $1,6 млрд.
При этом поступления прямых иностранных инвестиций без реинвестируемых доходов за этот период составили лишь $5,1 млрд. В то же время, как показал анализ этих финансовых потоков, около 4/5 дивидендов было выплачено нерезидентам в низконалоговых юрисдикциях, в частности на Кипре и в Нидерландах.
«При этом около 2/3 негарантированных долгосрочных займов украинским компаниям были предоставлены резидентами Кипра, Нидерландов и Британских Виргинских островов, что свидетельствует о связанности сторон этих операций и направленности этих операций на размывание налоговой базы и вывод прибыли за границу», — написал Данилишин.
Выплата процентов по портфельным инвестициям государственным (облигации внутреннего и внешнего займов) и частным сектором за период с начала 2017 по второй квартал 2020 года составила более $6,4 млрд.
Глава совета НБУ отмечает, что другим мощным каналом вывода капитала из Украины выступают контролируемые операции по экспорту и импорту товаров.
Он подчеркнул, что, согласно данным за 2018 год, треть всей внешней торговли Украины, составляющей около $30 млрд, была организована через низконалоговые юрисдикции, выступавшие плательщиками при экспорте товаров или получателями средств при импорте, тогда как вторая сторона в таких операциях числилась в других странах, не относящихся к странам с льготным налогообложением.
По словам представителя НБУ, перекрыть непродуктивный отток капитала из Украины помогло бы проведение системной госполитики защиты национальных интересов в отношениях с международными инвесторами и применение международных правил налогообложения, в том числе налогообложения контролируемых иностранных компаний и правил «тонкой капитализации».
Кроме того, этому должно поспособствовать присоединение Украины к международному обмену налоговой информацией, которое запланировано на 2022 год.
Кошмар для государства
Украинский бизнес десятки лет жил по правилам офшоров. В стране считается абсолютно нормальным использовать зарубежные компании в целях оптимизации бизнес-деятельности.
Объяснения, к которым привык рядовой украинец: причина тому — несовершенное законодательство, коррупция, возможности заключения контрактов с иностранными партнерами, унификация расчетов, защита своего имущества и тому подобное. Поэтому сейчас во многих украинских бизнес-структурах есть одна или несколько зарубежных компаний.
Такие компании работают в рамках правил юрисдикции, в которой они зарегистрированы, несмотря на то что владелец — украинец. Компания платит налоги согласно законодательству соответствующей страны-регистратора, где ставки меньше, чем на Украине.
Если на Украине ставка налога на прибыль — 18%, то на Кипре — 12,5%, в Венгрии — 9%, а в офшорных юрисдикциях — 0%.
Уже традиционной проблемой для Украины стала бедность граждан и государства, причин тому эксперты видят много, и одни из наиболее часто упоминаемых — коррупция, неуплата налогов и офшоры. Собственно, все они напрямую связаны друг с другом.
Тем не менее еще недавно на Украине вопрос проблемы офшоризации бизнеса не поднимался вообще, несмотря на многочисленные скандалы, которые так возмущали общество.
Особый интерес общественности вызвало упоминание в «панамском досье», опубликованном в 2015 году Международным консорциумом журналистских расследований (ICIJ), имени на тот момент президента Украины Петра Порошенко.
Как выяснилось, на Британских Виргинских островах были созданы три офшорные компании, связанные с главой украинского государства. По словам самого Порошенко, это было необходимо для процедуры передачи в «слепой» траст его доли в корпорации Roshen банку Rothschild. Он также всячески подчеркивал, что этим он принципиально отличается от других политиков, которые стали фигурантами «панамагейта».
Офшорный скандал стал поводом для проведения расследований в различных государствах, однако Украина оказалась в числе стран, которые расследование «замяли».
И вот уже в октябре 2020 года стало известно, что по меньшей мере четыре международных банка сообщили Сети по борьбе с финансовыми преступлениями Казначейства США (Financial Crimes Enforcement Network, FinCEN) о подозрительных транзакциях компаний, связанных с экс-президентом Петром Порошенко, на сумму $65 млн.
В отчетах банки отмечают, что Порошенко, находясь на посту президента Украины, мог участвовать в незаконных действиях по созданию офшорных компаний и не декларировать это.
Согласно исследованиям международных компаний, в офшорах скрывается более 10-13% мирового ВВП, что превышает сумму в $10 трлн. И как отмечает издание The Guardian, из Украины ежегодно выводится и оседает в «налоговых гаванях» от 100 до 300 млрд гривен.
Мировой тренд борьбы с офшорами
Впрочем, мировой тренд на борьбу с офшорами в ближайшие несколько лет должен сделать их непопулярными. Использование тихих налоговых гаваней фактически потеряет смысл.
Мир начал активно бороться с офшорами в 2013 году. Именно тогда был представлен план BEPS. Base erosion and Profit Shifting — это глобальный проект по борьбе с уклонением от налогообложения и выводом денег в офшоры, предусматривающий системные меры, направленные, в частности, на борьбу со злоупотреблениями, связанными с использованием специальных режимов налогообложения и применением конвенций об избежание двойного налогообложения.
Уже через несколько лет План вышел за рамки ОЭСР.
Украина присоединилась к Программе расширенного сотрудничества в рамках ОЭСР еще в 2017 году. Украина обязалась имплементировать так называемый Минимальный стандарт Плана действий BEPS — обязательные четыре мероприятия из пятнадцати предложенных.
Если объяснять простыми словами, то речь идет о присоединении к к Плану мероприятий, который имеет целью заставить компании облагать налогом прибыль там, где создается добавочная стоимость и непосредственно осуществляется экономическая деятельность, а не просто зарегистрирована компания.
Конвенция по противодействию выводу денег в офшоры вступила в силу на Украине с 1 декабря 2019 года. И хотя Украина подписала конвенцию еще в 2018 году, для ратификации необходимо было одобрение Организации экономического сотрудничества и развития.
Как сообщали тогда в украинском Минфине, благодаря Конвенции Украина сможет внести необходимые изменения в большинстве международных договоров об избежание двойного налогообложения между Украиной и другими государствами.
А это позволит уменьшить перемещение украинского капитала в юрисдикции с низким уровнем налогообложения с целью минимизации налоговых обязательств, что, в свою очередь, будет способствовать увеличению доходов бюджета.
«Мы имплементировали пока рамочную Конвенцию, а теперь должны подписать международные протоколы с каждой страной. Соответственно, процесс этот продвигается очень слабо.
У нас со следующего года может быть запущен механизм контроля за контролируемыми физическими лицами — резидентами Украины иностранными компаниями, будет применяться понятие деловой цели, чтобы не пользовались договорами об избежание двойного налогообложения в целях оптимизации.
То есть Конвенция в полном объеме еще не действует», — рассказал в комментарии Украина.ру Алексей Кущ.
По мнению экономиста, соотношение объемов прямых иностранных инвестиций, которые заходят в страну с объемами капитала, которые выводятся из Украины в виде дивидендов, погашения кредитов нерезидентов и так далее, дает качественное понимание инвестиционного климата Украины.
«И анализ, сделанный Данилишиным, показывает, что инвестиционный климат у нас носит негативный оттенок. Соотношение же кредитных средств, которые заведены в страну и выведены из страны, показывает степень управления страной со стороны внешних кредиторов.
Один из американских президентов еще в 19-м веке сказал, что нам не нужно контролировать правительство чужой страны, нам нужно контролировать долги этой страны», — подчеркнул Алексей Кущ.
Артподготовка к амнистии капитала
«Если сейчас и прорываются какие-то кадровые назначения, которые идут вразрез с интересами внешних сил влияния, то буквально на следующий день, или через неделю, или через месяц, от этих новых людей идут заявления о приверженности прежней политике. Здесь все очевидно.
Были определенные ожидания, что с приходом нового главы НБУ внешнее управление Центральным банком страны ослабнет. Мы увидели, что вроде бы начались какие-то кадровые перестановки, которые вызвали недовольство внешних кредиторов. Но мы же говорим не о персоналиях, а об изменении политики. А политика НБУ осталась прежней — и в части инфляционного таргетирования, и монетарная политика, регулятивная и так далее.
Можно вспомнить, например, Игоря Уманского, который был назначен министром финансов. Это человек, который захотел не просто ограничиться сменой персоналий, а системно изменить политику. Его идеей было начать разговор о реструктуризации наших внешних долгов с кредиторами. И мы видели, как это быстро закончилось для Уманского.
Я думаю, что ни о какой войне с офшорами речь не идет. Пост Данилишина в Facebook может быть связан с тем, что сейчас в Верховной Раде будет рассматриваться закон об амнистии капиталов. И подобные посты сейчас будут появляться часто, и смысл их будет сводиться примерно к следующему: зачем нам брать кредиты у кредиторов, если, смотрите, сколько денег выводится из страны — их нужно просто вернуть обратно.
Хотя вопрос амнистии ни в коем случае нельзя решать так, как предлагают сейчас решить наши законодатели», — пояснил Алексей Кущ.