- Владимир Владимирович, почему Зеленский выступил с этой идеей именно сейчас?
— Это уже назревало давно. Киев давно заявлял, что готов выполнить неудобную для Зеленского и всего украинского руководства часть Минских соглашений, где написано о децентрализации. При этом, понятное дело, упускается, что в Минских соглашениях отдельно указывается особый статус отдельных районов Донецкой и Луганской областей.
Это, конечно, все украинские деятели опустили. И когда они примут эти поправки, которые на самом деле являются поправками не о децентрализации, а о еще большей централизации, усилении президентской вертикали, вот тогда они отчитаются Западу: «Смотрите, этот пункт Минских соглашений мы выполнили». Смею вас заверить, многие западные, особенно американские комментаторы, сделают вид, что так и надо.
- Насколько этот закон адекватен сегодняшней социально-политической обстановке в стране?
— Смотря, что считать адекватностью. Мы видим, что вопреки всем своим предвыборным обещаниям, Зеленский делает все именно для усиления президентской вертикали власти.
Этим грешили все его предшественники — когда выпадала возможность, они пытались укрепить президентскую власть — правдами, неправдами, законами, постановлениями, указами, как Виктор Ющенко.
Зеленский думает, что можно, воспользовавшись монобольшинством в Верховной Раде, протолкнуть и эти поправки в Конституцию, но, думаю, у него с этим возникнут проблемы.
- Зачем, на ваш взгляд, Зеленский упрощает изменение границ регионов?
— Там не только о границах речь, о названиях. Уже были с этим проблемы. Границы в конституции не указаны. Границы он вправе был менять и до того. А количество и их названия вечно было камнем преткновения. Декоммунизировать города они могли, а менять названия области без изменения в конституцию — нет. Вот в том числе и для этого тоже, на будущее.
- Чем ответит Россия на эти попытки Зеленского избежать принятия дополнительных изменений в Конституцию в части выполнения «Минска»?
— Тут позиция России и Донбасса будет четкой. Ее надо будет зафиксировать, что называется, на берегу, то есть до того, как начали голосовать за первые чтения и за все остальные. Россия и ДНР/ЛНР не признают эти изменения как выполнение частей «Минска», которые требуют особого статуса для Донбасса.
Мало того, когда Зеленский и команда решает, что все-таки надо выполнять Минские [соглашения], то надо будет еще раз подчеркнуть, что принятие этого закона без согласования его с республиками Донбасса также невозможно. Это надо говорить на всех международных площадках.