Минские соглашения. Работа в рамках формата, вызовы и перспективы
— Развертывание миротворческого контингента является принципиально невозможным до подписания и физической имплементации реально работающего мирного соглашения между сторонами, на роль которого никак не могут претендовать Минские соглашения, не способные даже обеспечить заявленное прекращение огня;
— Украине требуется мирный договор, который позволит говорить о реальном прекращении огня, причем в качестве стороны-противника в нем должны быть не квазигосударственные образования, контролируемые РФ, а сам субъект агрессии — РФ. Достижение такого договора на сегодняшний день представляется невозможным, однако сохранение ситуации в ее нынешнем положении уже приводит к тому, что НВФ ОРДЛО приобретают в глазах международного сообщества избыточную субъектность;
— Установление переходных администраций под международным контролем всегда сопровождается рядом вызовов, адекватность ответа на которые зависит от того, насколько компетентен будет персонал, что будет очень и очень сложно совместить с принципом равной удаленности от сторон конфликта и беспристрастности;
— Сравнения украинской ситуации с другими конфликтами, где были применены миротворческие контингенты, очень часто являются некорректными из-за различных причин и предпосылок возникновения конфликтов, и из-за особой роли РФ в Совете Безопасности ООН. С вызовом такого уровня международному сообществу не приходилось сталкиваться еще никогда. С этой же точки зрения Украине сложно доказывать роль РФ как агрессора в международных институциях, что, несомненно, должно существенно снизить риски, даже в случае если миротворческий контингент будет введен;
— Минские соглашения могут играть лишь роль переходной рамки конфликта, а никак не быть тем документом, на базе которого может быть достигнут устойчивый мир. Минск необходим Украине исключительно как площадка для обсуждения самых насущных гуманитарных вопросов, но никак не в качестве платформы для урегулирования в целом. Работа в Минске должна быть продолжена в качестве демонстрация доброй воли со стороны Украины, но эта работа должна носить исключительно характер небольших шагов в гуманитарной сфере (восстановление мобильной связи на оккупированных территориях, ремонт поврежденных сооружений, связанных с водоснабжением), а не платформы для уступок в составляющей безопасности. Для этого однозначно необходимо искать другой формат, в котором появится возможность выхода на договоренности, более адекватные реальной ситуации на линии разграничения;
— Украине критически необходимо готовиться к игре «в долгую» — быстрой деоккупации очевидно не будет, потому необходимо переустройство инфраструктуры, способствующее снижению экономических рисков (например, пересмотр роли порта Мариуполь, чью необходимость доказало блокирование наших кораблей в Черном и Азовском морях 25.11.2018). Необходимо также переустройство информационной составляющей — население должно быть информировано о том, что происходящее — надолго, и что других вариантов на сегодняшний день у Украины нет.
Обещание «быстрого мира» приведет к неизбежному разочарованию — от столкновения иллюзий и реальности. Необходимы меры по максимальному выводу интеллектуальных и человеческих ресурсов с оккупированных территорий — создание гуманитарных программ в партнерстве с государствами ЕС, которые бы демонстрировали студентам и школьникам с оккупированных территорий наглядные преимущества украинского гражданства и коммуникации с внешним миром, возможность к которой создает жизнь и учеба в свободных городах.