Так, 27 февраля пресс-служба Государственного рыбного агентства Украины обнародовала сообщение о согласовании квот вылова рыбы в Азовском море, что было оформлено в виде протокола с аналогичной структурой РФ.
История российско-украинских отношений в акватории Азовского моря
«Протокол предоставляет ряд преимуществ для Украины. Одним из таких является распределение квоты вылова бычка в объеме 9 тысяч тонн для Украины и 6 тысяч тонн для России. Кроме того, Протоколом оговорен вопрос передачи задержанных рыбаков той стороне, к обществу которой они принадлежат», — заявил председатель Госрыбагентства Украины Ярослав Белов.
По его словам, это должно способствовать увеличению уровня безопасности украинских рыбаков в ходе осуществления ими своей деятельности.
Дело в том, что, согласно договору от 2003 года, порядок деятельности по сохранению, воспроизводству и оптимальному использованию водных биоресурсов и управления ими регламентируется совместной украинско-российской комиссией. Тридцатая сессия комиссии состоялась еще в октябре минувшего года, однако тогда украинская сторона отказалась подписывать ее итоговый протокол. Впрочем, позже представители Украины спохватились, поскольку навредили этим шагом себе сами: в случае неподписания документа отсутствовали бы правовые нормы для установления лимитов вылова рыбы на 2019 год и основания для осуществления украинскими рыбаками промысла в бассейне Азовского моря как таковые. То есть, они бы попросту не смогли заниматься рыбным промыслом на законных основаниях.
Договор о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива между Украиной и РФ был подписан еще в конце президентства Кучмы, когда отношения между двумя странами не были настолько напряженными. Согласно ему, Азовское море является внутренним морем России и Украины, а обе стороны пользуются свободой судоходства через Керченский пролив, разрешая все спорные вопросы путем консультаций и переговоров.
После 2014 года ситуация претерпела изменение, поскольку переход Крыма в марте 2014 г. под юрисдикцию России создал иную конфигурацию — Керченский пролив де-факто является внутренней территорией РФ. Киев данный факт не признал и взялся за пересмотр всей российско-украинской договорно-правовой базы. Так, ещё в сентябре 2018 года в одностороннем порядке было разорвано порядка 50 соглашений, в том числе Договора о дружбе, сотрудничестве и партнёрстве от 1997 г.
Впрочем, на этом украинская власть останавливаться не намерена, поскольку чем ближе к президентским выборам, тем выше градус антироссийской риторики, являющейся для режима Порошенко основным средством мобилизации электората. Именно с данной целью и разжигается конфликт вокруг Азовского моря.
Украинские провокации
В феврале 2018 г. украинский МИД подал в Международный трибунал ООН меморандум о якобы имеющем место нарушении Россией положений Конвенции ООН по морскому праву, а именно суверенных прав Украины в Чёрном и Азовском морях, а также в Керченском проливе.
В марте 2018 г. Украиной было задержано российское рыболовное судно «Норд», капитану которого выдвинули обвинение в незаконном посещении Крыма «с целью причинения вреда государственным интересам». Москва сочла действия Киева «морским терроризмом» и усилила пограничные досмотры в своей части Азовского моря.
Обострение произошло в ноябре того же года, когда имел место инцидент в Керченском проливе. Российские пограничники задержали три украинских корабля, которые без разрешения пересекли российскую границу и не реагировали на требование остановиться. Все суда и их личный состав были арестованы. Украина обвинила Россию в агрессии, а президент Порошенко использовал ситуацию для нагнетания националистической истерии, введя в ряде областей страны военное положение.
21 февраля 2019 г. министр иностранных дел страны Павел Климкин обнародовал план денонсации договора по Керченскому проливу, которая обязательно пройдет в «обозримой перспективе».
«Мы это сделаем. Тогда, когда после слушаний у нас будет полностью зафиксирована юридическая позиция и будут решены вопросы по международному арбитражу. Если бы мы разорвали его раньше, Россия использовала бы это для ослабления нашей юридической позиции», — отмечал он в интервью одному из украинских СМИ.
Более того, глава МИД анонсировал новую попытку прохода украинских кораблей в Азовское море. Позже от новой провокации отказались, поскольку против данной инициативы выступил Вашингтон. Однако нет никаких гарантий, что к этому Порошенко и Ко не вернутся позже.
Экономический ущерб с последующими эксцессами
Безусловно, соглашение по Азовскому морю несовершенно и не отражает действующих реалий. Ведь даже если взять вопрос, к примеру, рыбной ловли, абсолютно нет органа, который бы контролировал соблюдение квот на нее. Но выходом из него, а также нежеланием заключать новые договора Украина вредит самой себе и интересам ее граждан.
У России существуют достаточные технические возможности, чтобы вовсе перекрыть Керченский пролив для всех судов недружественного соседа. А поскольку тягаться с РФ в военном плане будет просто самоубийством, украинские порты в Азовском море, и так переживающие ныне не лучшие времена, обречены на полное прекращение своего функционирования.
Таким образом, в своем стремлении проводить антироссийскую политику, провоцированием конфликтных инцидентов в Азовском море, украинские власти наносят своей стране серьезный политический и экономический ущерб.
Впрочем, возможно, обострение межгосударственных российско-украинских отношений и является конечной целью режима Порошенко? В том смысле, что ухудшение условий работы в Азовском море (как подобные действия и в других отраслях), ставшее следствием разрыва отношений с РФ, позволяет Украине, обвиняя во всем Россию, требовать очередной порции кредитов, безвозмездной финансовой поддержки от Запада, политического покровительства и т.д. Так постепенно у Украины и вырабатывается «синдром иждивенца» — искать не пути экономического и политического урегулирования своих проблем, а ждать вливаний, инвестиций и кредитов от Запада.