— Итак, закон о статусе Донбасса пролонгирован на год. Что дальше? Что сейчас происходит на переговорах в Минске?
— Продлить закон «Об особом статусе» — не значит приблизить статус! Но, конечно, к положительному воздействию на атмосферу минских переговоров это не привело. В течение года киевские переговорщики тянули время в надежде, что ненавистная обязанность принять «особый статус» рассосётся сама собой. Но под давлением Запада продление закона пришлось принять.
Правда, Порошенко добавил в законопроект, что статус — это основа для введения миротворцев, а радикалы — что он вступит в силу только после вывода иностранных войск и техники с территории Украины, а также после выполнения условий всей ст.10 закона (в ней говорится о предусловиях проведения выборов, в частности, вывод иностранных вооруженных формирований и военной техники — прим).
Никого не смутило, что, пролонгируя закон, автоматически продлевается действие и ст.10, где оговорены все эти условия, а также обязательство провести выборы 7 декабря 2014-го года. Главное, что закон остаётся таким же заблокированным, как и до продления, а, по мнению радикалов, даже дважды.
— Как сейчас ведут себя украинские переговорщики в Минске?
— Скрепя зубами от осознания, что их принудили продлить действие закона против их воли, киевские переговорщики стремятся сохранять хорошую мину при плохой игре. Они постепенно превращают переговоры в ток-шоу, где озвучиваются абсурдные вещи, с которыми, по их мнению, все должны согласиться.
К примеру, несмотря на то, что в Комплексе мер в принципе отсутствует упоминание России, за каждым пунктом соглашений для них маячит тень Путина, и он лично ответственен за их выполнение. Если написано — должны быть выведены «иностранные вооружённые формирования», то это, конечно же, российская армия, а если написано, что процедура передачи границы начинается только после выборов, то это означает для них — передать ее сразу после прекращения огня, не дожидаясь ни выборов, ни амнистии, ни снятия экономической блокады.
— А что с миротворцами? Как их роль видится в Киеве?
— Возможная миротворческая миссия рассматривается Киевом только в формате «помогающей» зачистить Донбасс. Это звучало бы смешно, если бы на полном серьёзе не рассматривалось украинской стороной в качестве варианта урегулирования конфликта.
Разумеется, что такой тон переговоров не привёл ни к предоставлению особого статуса республикам Донбасса, ни к взаимопониманию вообще. На заседание Контактной группе, где координатор от ОБСЕ докладывал итоги переговоров, официальный представитель Украины Леонид Кучма не приехал.
В обсуждении участвовал его помощник. Между прочим, к определённой радости представителей Украины в группе. Кучма уже несколько раз обещал, что в группу будут предоставлены официальные документы Киева, чего естественно не происходило. А представители в группе были вынуждены объяснять, что слова второго президента Украины были поняты совершенно неверно, что документы, конечно же, есть, но предоставить их они готовы когда-нибудь потом, но не сейчас.
К подобным «шалостям» украинской стороны представители посредника в лице ОБСЕ относятся очень терпимо и говорят, что они в данном процессе совсем не в качестве судьи, а лишь обеспечивают процесс переговоров. То, что стандарты самой ОБСЕ требуют «добросовестного ведения переговоров», если очень нужно, тоже можно оставить за скобками и настаивать только на осторожном отношении к таким щепетильным вопросам.
Продвижение к мирному урегулированию без утверждения гарантированного «особого статуса» невозможно. Это понимают в Киеве, это понимают и в Вене, где находится штаб-квартира ОБСЕ, но пока имеют в запасе ещё 51 неделю (закон пролонгирован на год, а в году 52 недели; одна неделя уже прошла — прим.), чтобы искать пятый угол в четырехугольной комнате.
-Когда назначен новый раунд переговоров?
— На 27 октября в Минске. Принесет ли он подвижки в политическом урегулировании — не известно. Но приоритетом пока остаётся сохранение хоть шаткого, но мира и наличие переговорной площадки, где лицом к лицу находятся представители Киева и Донбасса, а в случае очередного изменения внешней конъюнктуры, можно быстро согласовать условия нового примирения.