— Минск-1 стал в первую очередь последствием Иловайского котла и того катастрофического положения, которое сложилось для Украины на фронтах Донбасса в конце августа 2014 года.
У Украины и ее руководство просто не было другого варианта и другой возможности иначе, чем в спешном порядке запросить мирных переговоров. Угроза того, что будет полномасштабное наступление, висела в воздухе. Она была слишком для Киева очевидна. В общем, со стороны Украины это был крик о помощи.
Минск-1 являлся рамочным документом. Правильно он назывался «Минский протокол» или «Протокол по итогам консультаций Трёхсторонней контактной группы относительно совместных шагов, направленных на имплементацию мирного плана президента Порошенко и инициатив президента Путина». От имени России его подписал тогдашний российский посол на Украине Михаил Зурабов, а от Украины бывший президент Леонид Кучма. Скрепил все это своей подписью и представитель ОБСЕ. В тот же день вечером соглашения вступили в силу.
«Минский протокол» устанавливал алгоритм возможного решения конфликта на востоке страны. Уже в Минске-1 фигурирует необходимость децентрализации, необходимость амнистии для участников выступлений против переворота на всей территории Украины зимой и весной 2014 года.
Также Минск-1 предписывал прекращение огня, разведение сторон, запрещал использование боевой авиации и открывал гуманитарные коридоры для беженцев.
Через полтора месяца после окончания переговоров Верховная Рада приняла и закон об амнистии, и закон об особом статусе «отдельных районов Донецкой и Луганской областей». Однако закон об амнистии, принятый Верховной Радой в двух чтениях, не был подписан ни спикером парламента, ни президентом Порошенко.
Закон об особом статусе был подписан Порошенко, но пока действует только первая статья, остальные вступят в силу только после проведения выборов в ЛДНР.
Украинская сторона, к сожалению, воспользовалась этим документом в первую очередь для перегруппировки своих сил, интенсивному обучению своих войск, и зимой 2015 года попыталась совершить очередную авантюру, нарушив «Минский протокол», чтобы силовым путем решить проблему Донбасса. Но результатом этой авантюры стал уже Дебальцевский котел, а потом и подписание вторых минских соглашений.
- Чем отличается Минск-2 от Минска-1?
— Вторые минские соглашения были более конкретными. Минск-2 ни в коем случае не отменял Минска-1. Он его просто дополнял. Минск-2 так и называется «Комплекс мер по выполнению минских соглашений», то есть Минска-1.
Минск-2 или «Комплекс мер» находится рамках первого документа, он следует духу Минска-1, при этом несколько расширяя его и конкретизируя алгоритм поставленных там задач. Там мы видим алгоритм политического урегулирования, связанный с конституционной реформой, с законами об амнистии, особом статусе и с проведением выборов.
Некоторые пункты расписаны более подробно, нежели в первом документе.
Искренне полагать, что появится Минск-3 совершенно неуместно, потому что в первых двух документах очень четко выписаны формула и алгоритм того, как достичь мира на Донбассе, но, естественно, ключевым условием тут является то, чтобы эти пункты выполняли обе стороны.
Вопросы, связанные с политическими вопросами сейчас находятся в полном ведении украинской стороны. Только она может их выполнить, но за эти два года мы увидели, что Украина саботировала и продолжает саботировать эти соглашения. Сомнительна возможность их выполнения в ближайшем будущем, хотя все сходятся во мнении, что минские соглашения — это безальтернативный путь к миру.