В середине декабря у правительства Яценюка истекает срок «иммунитета», данный ему Радой. Уже сейчас верные президенту депутаты говорят о необходимости перетряски Кабмина, в главное кресло которого рвется Саакашвили. Отставка Яценюка неизбежно вызовет распад коалиции, а ведь именно этим проще всего оправдать несоблюдение Киевом Минских соглашений.
На этой неделе Юрий Луценко, возглавляющий в Раде фракцию «Блок Петра Порошенко», заявил о возможности отставки всего состава украинского правительства. «Или мы меняем министров, которые не справились с задачами, а таких, увы, много. Или количество желающих радикальных изменений в парламенте достигнет критической точки, и премьер-министр получит вотум недоверия», — изложил он варианты возможного развития событий.
При этом Луценко уточнил, что принципиальное решение его парламентскими побратимами пока не принято: «Мы ждем встречи с премьером и, возможно, со всем правительством, для выяснения причин провалов». В любом случае, по его словам, фракция БПП не намерена голосовать за бюджет-2016, пока не будет принят новый налоговый кодекс, на базе которого и должен быть сверстан бюджет на следующий год.
Такое требование больше похоже на шантаж, если вспомнить, что в пику правительственному варианту налогового кодекса совсем недавно в Верховной Раде был зарегистрирован законопроект об изменениях в налоговый кодекс, подготовленный рекордным количеством депутатов (114 соавторов). Главным же автором выступила глава комитета ВР по вопросам налоговой и таможенной политики Нина Южанина — член фракции БПП.
Какие именно провалы в работе правительства могут увеличить количество жаждущих крови Яценюка «до критической точки», Луценко более подробно изложил еще в конце октября — сразу по окончании местных выборов. «Власть идет по пути непопулярных реформ, с ошибками, в том числе и кадровыми, с огромными страданиями людей в экономической и социальной сферах. Этот сигнал и парламент, и правительство должны услышать», — заявил он в эфире одного из украинских телеканалов.
Тогда же Луценко конкретизировал время разбора полетов: «Как руководитель БПП утверждаю: у нас будет очень жесткий разговор с премьером, он ответит за политику ЖКХ, за большие ошибки в индексации пенсий и зарплат и другие вещи, которые услышал от людей на выборах. Думаю, что мы можем прогнозировать серьезные изменения в украинском Кабмине до глобальных уже в течение ноября».
Что интересно, всего парой месяцев ранее лидер президентской фракции, и тогда выражавший недовольство по поводу работы отдельных министерств, не был столь категоричен относительно перспектив председателя КМУ: «При всей критике малоэффективности правительства я лично считаю, что сейчас альтернативы премьер-министру Яценюку нет».
Но тогда, в середине августа, в самом разгаре были переговоры о слиянии «Народного фронта» и «Блока Петра Порошенко» для совместного участия в предстоявших местных выборах и дальнейшей политической жизнедеятельности, что вынуждало Луценко быть дипломатичным. Теперь же, после того как Яценюк, в отличие от Кличко, уклонился от «дружественного поглощения», предпочтя вообще пропустить избирательную гонку на фоне последних социологических замеров (рейтинг премьера составляет 1%, его «фронтовиков» — менее 2%), с ним можно особо не церемониться.
Между тем, на этот раз безответственный публичный шантажист рискует заиграться, потому что желание у президентской команды перекроить Кабинет министров по своему вкусу становится нестерпимым. И дело тут не в удручающих последствиях работы правительства Яценюка, благодаря которым Украина оказалась в преддефолтном состоянии (и это по самым оптимистическим прогнозам), а ее рядовые граждане обошли в рейтинге нищеты даже соседей-молдаван. Дело скорее в том миллиарде (уж точно не гривен), приобретение которого Яценюк отпраздновал не так давно на закрытой вечеринке.
Бизнес-крыло партии Порошенко во главе с его главным деловым партнером Игорем Кононенко давно планирует взять Кабмин под единоличный контроль. Примерно так, как это уже сделано в Киеве, где люди Кононенко за последний год вытеснили из ближайшего окружения мэра Виталия Кличко ставленников главы президентской администрации при Януковиче Сергея Левочкина, в свое время изрядно потратившегося на политическую карьеру отставного боксера.
Но, при всем уважении к столице, ее возможности не сопоставимы со всеукраинским пирогом. С учетом далеко не триумфальных показателей БПП на последних выборах и общей шаткости парламентской коалиции, для Порошенко важно держать друзей и союзников сытыми — чтобы не разбежались в решающий момент. А в свете грядущего большого передела собственности, как говаривал столь ненавистный теперешним украинским правителям Ленин, промедление смерти подобно.
Судя по настойчивости, с которой ведется наступление на позиции Яценюка, и отсутствию одергивающего рыка с берегов Потомака, Порошенко удалось заручиться разрешением американских кураторов на генеральную перетряску Кабмина. Тем более, что на сегодняшний день ими полноценно введен в украинскую политику потенциальный сменщик — Михаил Саакашвили, с привычным азартом вступивший в заочную схватку со своим конкурентом.
Западному же зрителю изгнание неистового реформатора вполне исчерпывающе объяснит ожившее в информпространстве (не без помощи депутатов от БПП) уголовное дело о взятке и отмывании денег, еще несколько лет назад возбужденное Генеральной прокуратурой Швейцарии против главного «кошелька» нынешнего украинского премьера, заместителя главы его парламентской фракции Николая Мартыненко.
Вопрос о том, какую плату за такой царский подарок прагматичные американцы возьмут с Порошенко, пока остается открытым. Хотя определенные предположения можно делать уже сейчас. Вопреки недавнему заявлению госсекретаря Джона Керри о необходимости предоставления Донбассу особого статуса, меньше всего США заинтересованы в окончательной деэскалации гражданского конфликта на границе с Россией.
А поскольку, как заявил по завершении последней встречи в Париже «нормандской четверки» глава германского МИДа Франк-Вальтер Штайнмайер, закон об особом статусе Донбасса должен вступить в силу в день проведения выборов в регионе, то все в конечном итоге упирается в дееспособность Верховной Рады. А она в случае очередной коалициады (не говоря уже о досрочных парламентских выборах) окончательно выпадает из процесса.
Случайно или нет, но правительственный кризис, грозящий трансформироваться в кризис парламентский, разгорелся практически одновременно с резким обострением ситуации в зоне боев. Украинские военные, особо не прячась от наблюдателей ОБСЕ, возвращают тяжелую технику и артиллерию к линии соприкосновения, а Порошенко дает им приказ «давать отпор врагу в случае угрозы их жизни» (обстрелы Донецка и Горловки уже возобновились), попутно обвиняя ополченцев в срыве Минских договоренностей.
Параллельно вступил в силу закон, позволяющий иностранным наемникам служить в украинской армии. А заместитель главы Центризбиркома Андрей Магера заявляет о том, что выборы на неподконтрольных Киеву территориях «можно будет полноценно провести только через два-три года».
Наверняка эти выборы будут самыми прозрачными и демократическими. Если, конечно, к тому времени еще будет куда избирательную урну поставить.
Сергей Кольцов