- Анатолий, как Вы думаете, какая судьба ждет Херсонскую область после спецоперации?
— Мне сложно сказать, какая позиция будет у российского руководства по поводу будущего Херсонской области по окончанию военной операции. Ранее президент России говорил, что Россия не планирует оккупировать территории Украины.
Но какое бы решение ни было, важно помнить, что там проживают люди, которые нуждаются в поставках продуктов и других товаров.
В любом случае, если говорить о дальнейших перспективах региона, то для крымчан было бы важно, чтобы границ между полуостровом и Херсонской областью не было. У многих людей по обе стороны есть родственники, и людям важно, чтобы поддерживать связь было как можно проще.
Для культурных и социальных связей желательно, чтобы Крым и Херсонская область были территориями с упрощенным доступом друг к другу.
- То есть, чтобы были в составе одного государства?
— Например, как Белоруссия и Россия — два государства, но границы нет. Или как Евразийский союз. Это было бы удобно.
- Ведутся ли в настоящее время работы по восстановлению транспортных связей между Крымом и Херсонской областью?
— По факту сегодня крымские перевозчики фактически поставляют грузы на территории Херсонской, Запорожской и Донецкой областей. Я не могу сказать, что в полном объеме, но по крайней мере продукты питания (крупы, масло, мясо-молочная продукция) идет на сегодняшний момент без ограничений.
- С какими сложностями может столкнуться Россия в рамках процесса установления транспортных связей Крыма с Херсонской областью? Может, ли негативно сказаться то, что эти процессы не будут признаны международным сообществом?
— Нам в России уже все равно, кто что признал или не признал. А если говорить по поводу проблем, связанных с поставками, то можно привести в пример тот факт, что лекарственные средства, поставляемые из Крыма в Херсонскую и другие области Украины, находящиеся под контролем России, имеют в России и на Украине разные названия.
И многие люди на Украине не знают этого и думают, что нужных им лекарств нет. Хотя они есть, их привезли, просто под другими названиями.
- Почему до сих пор нет прямого железнодорожного сообщения между Крымом и Белоруссией? Причина кроется больше в экономической и логистической сферах или все-таки в политике?
— Во-первых, всё всегда упирается в стоимость, в экономическую целесообразность. Если у нас сегодня поезд Симферополь — Минск идет до Москвы 29 часов, и средний билет стоит 5 тысяч рублей, то до Минска он будет ехать еще около 20 часов. В любом случае этот поезд должен заходить в Москву, как в промежуточную точку, а далее из Москвы ехать в Минск.
- А авиасообщение?
Что касается авиасообщения, то перед началом военной операции президенты России и Белоруссии заявляли о проработке таких вариантов, но сегодня аэропорты юга России закрыты. Сегодня многие самолеты в тех аэропортах юга, которые открыты (Ставрополь, Сочи, Адлер), самолет облетает закрытые зоны. Порой облетает через Казахстан.
Поэтому говорить об авиасообщении Крыма и Белоруссии пока нецелесообразно. Как минимум, пока на юге России есть закрытые для самолетов зоны.