Об этом в интервью изданию Украина.ру рассказал эксперт Киевского центра политических исследований и конфликтологии Алексей Попов.

- Каковы истинные причины введения в ряде областей Украины военного положения и какие могут быть последствия? Сегодня оно уже введено…

— Оно введено с 26 ноября. Тут всё сложно, пытаемся разобраться.

- В чём сложность?

— Текст того документа, за который проголосовала Рада, где есть именно ограничения прав и свобод, — он ещё не опубликован. В «Правительственном курьере» опубликован другой документ. Там нет того, что военное положение вводится на территории десяти областей.

Эти десять областей есть только в законе об утверждении указа президента. И, собственно, сам указ президента с пунктом по ограничению прав и свобод — это другой документ, не тот, который опубликован. Хотя там нельзя говорить о понятии подмены, поскольку один указ вводит в силу решение Совета национальной безопасности и обороны (СНБО), другой указ определяет какие-то параметры военного положения. Вот этот указ, вкупе с законом — не опубликован на момент нашего разговора.

Перечень областей, где есть военное положение, только в законе, принятом Радой. Но этот закон инициирован самим Порошенко, поэтому нельзя говорить, что это Рада вставила перечень — Порошенко значится автором закона об утверждении своего указа.

Депутат Рады: Власть применит военное положение против противников автокефалии и украинского языка
Депутат Рады: Власть применит военное положение против противников автокефалии и украинского языка
© commons.wikimedia.org, Olenaroz

- Значит, в целом ясности пока нет?

— Получается, что ясности нет.

- Но какова причина самой постановки вопроса о введении ВП?

— Думаю, что у президента решили по максимуму воспользоваться инцидентом в Керченском проливе. Но я не считаю, что этот инцидент именно под это планировался. Потому что не до конца понятно, могла или не могла украинская сторона знать, что Россия закроет эту часть акватории.

- Могла не знать?

— Мы можем погружаться в разные нюансы морского права, могу сказать, что прибрежные государства вправе закрывать свою акваторию для мирного прохода любых кораблей на недискриминационной основе, то есть — если закрывают, то для всех.

По российскому законодательству, а именно статье 12 закона «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» — она как раз открыта у меня в компьютере — сказано: «В интересах обеспечения безопасности Российской Федерации, а также в целях проведения учений с оружием любого вида федеральный орган исполнительной власти по обороне или федеральный орган исполнительной власти по безопасности могут временно приостановить в определенных районах территориального моря осуществление права мирного прохода через территориальное море для иностранных судов, иностранных военных кораблей и других государственных судов. Такое приостановление вступает в силу после заблаговременного объявления об этом в «Извещениях мореплавателям».

«Извещения мореплавателям» — это такой еженедельный бюллетень, который есть на сайте Минобороны России. И, скажем, когда были стрельбы в Черном море, там видно, что было закрыто в связи со стрельбами. В данном случае такого закрытия нет.

С другой стороны, я понимаю, что бывают какие-то форс-мажорные обстоятельства и нельзя сообщить заранее… В данном случае самая подробная версия — это версия ФСБ, появившаяся вечером 26 ноября, и там не разъясняется, почему была закрыта эта акватория.

Скаршевский: Военное положение не ухудшит экономику. Там нечего ухудшать
Скаршевский: Военное положение не ухудшит экономику. Там нечего ухудшать
© РИА Новости Украина | Перейти в фотобанк

То есть, когда украинские корабли выходили в море, они не знали, что эта часть акватории будет закрыта, об этом не сообщалось. Ну а дальше произошло то, что произошло. С моей точки зрения, власть воспользовалась этим инцидентом.

- С уверенностью в успехе?

— Власть рассчитывала, что в Верховной Раде есть критическая масса депутатов, которые не заинтересованы в выборах. Для мажоритарников выборы — это трата денег. Для «Народного фронта» это какая-то абсолютная неизвестность, потому что у партии нулевой рейтинг.

- Тем не менее, так уж гладко этот вопрос в Раде не пошёл…

— Абсолютно не было гладко. Но другое дело, мы понимаем, что главные дискуссии — они были кулуарные. Депутаты не могут навлекать на себя упрёк в непатриотичности, и они позволили Порошенко сохранить лицо, сделав военное положение мероприятием, которое не сказывается на президентских выборах.

Интересно, что сейчас Порошенко заявляет, что он внесёт изменения и позволит проводить выборы в объединённых громадах — во время военного положения. Я не знаю, каких регионов это коснётся, но он фактически хочет отмежеваться от слухов, что военное положение будет мешать выборам.

По-моему, выборы в ряде громад намечались в конце декабря, избирательный процесс уже был запущен. Получается, что он сейчас прерван. Не очень понимаю, урегулировано это в законе или нет, понадобится ли теперь всё запускать сначала, с выдвижения кандидатов, или это становится на паузу…

- Значит, и с выборами в громадах тоже ясности пока нет?

— Да. Объективно с военным положением получился зондаж настроений в Верховной Раде. И этот зондаж показал, что депутаты более критично относятся к власти, чем можно было предположить, исходя из опыта предыдущей пленарной недели, когда приняты были и бюджет, и налоговые изменения, и тому подобное.

- Но есть впечатление, что оппозиция в этих условиях введённого то ли военного положения, то ли, как шутят, полувоенного — в этих сложных условиях оппозиция раздроблена?

— Военное положение, безусловно, введено, не совсем понятны пока его параметры. Хочу обратить внимание на такой нюанс: Рада проголосовала за проведение президентских выборов 31 марта. И проголосовала еще до того момента, как был подписан закон об указе о военном положении.

- И это значит?..

— Это значит, что данный указ тогда ещё не вступил в силу. Тем не менее в указе написано, что военное положение действует с 26 ноября, с 14:00. То есть на момент голосования Радой по дате выборов закон о военном положении, с одной стороны, не действовал, а с другой стороны, военное положение действовало. Теоретически это повод для того, чтобы задаться вопросом в Конституционном суде, а назначены ли выборы уже во время военного положения или нет?

Военное положение ничего не даст? Посмотрите на карту Украины
Военное положение ничего не даст? Посмотрите на карту Украины
© Пресс-служба президента Украины | Перейти в фотобанк

- И этим поводом могут воспользоваться?

— Я думаю, что это не будут использовать, но такая вот абстрактная возможность оспорить это решение сохраняется.
Но, в общем, такое неожиданное неприятие (Верховной Радой. — Ред.) военного положения как инструмента, который может задержать выборы, показывает, что шансы здесь нулевые. К тому же Конституционный суд достаточно политизирован, я думаю, видя эти настроения, даже если представление поступит, он найдёт способ отказать в рассмотрении, найти аргумент.

- А что касается оппозиции? Какая ситуация с расколом в «Оппоблоке»?

— И по предыдущим рейтингам, и по этой ситуации с военным положением видно, что реально у Порошенко тяжёлое положение перед выборами. Тяжёлое, но не безнадёжное. Но когда в ахметовской части «Оппоблока» или, например, Евгений Мураев в интервью «Интерфаксу» 19 ноября проводят линию, что Юрия Бойко выдвигать нельзя, потому что это кандидат, у которого Порошенко легко выиграет во втором туре, то это производит такое впечатление, что эти политики думают, что ни избиратели, ни эксперты не читают рейтинги, не видят их.

Если бы они по крайней мере рассказывали, каким образом Юлия Тимошенко не попадает во второй тур, как её дисквалифицируют или что-то другое предпримут, то это имело бы хоть иллюзию убедительности. А поскольку даже такой легенды нет, возникает впечатление, что на Порошенко работают как раз те политики, которые строят такую модель: что Бойко выдвигается для того, чтобы проиграть Порошенко во втором туре. Они показывают неизбежность присутствия Порошенко во втором туре, а значит, создают у общества впечатление, что его шансы заметно больше, чем они есть сейчас. Вот это, по-моему, и есть работа на Порошенко.

- Но отсутствие единства в оппозиции — это даёт Порошенко какие-то шансы на выборах?

— Скажем так: разрозненность сил, которые могли бы выдвинуть единого кандидата от Юго-Востока, увеличивает шансы Порошенко на присутствие во втором туре. Хотя в данном случае рядом с ним и Зеленский, и Гриценко, так что это для него решает только часть проблемы. Параллельно Порошенко надо думать, как вообще выигрывать выборы, потому что между первым и вторым туром только три недели.

Военное положение на Украине. Справка
Военное положение на Украине. Справка
© Украина.ру

И вот данная ситуация в Раде — она как раз показала для Порошенко неприятную вещь, что в том же «Народном фронте» наверняка имеют какие-то договорённости с Тимошенко. Иначе не стали бы противиться именно такой норме о военном положении просто ради того, чтобы сами по себе выборы проходили в срок. Политики думают о выгоде или невыгоде для себя — и в партии с таким нулевым рейтингом они думают, как пристроиться после выборов 2019 года. И без каких-то договорённостей они не вели бы себя так решительно.

- И это стало неприятным сюрпризом для Порошенко?

— Это не первый сигнал. Так же в «Народном фронте» себя вели ещё летом, когда не дали утвердить первый вариант списка членов Центризбиркома.

- Ваш прогноз — попытается ли Порошенко через 30 дней продлить срок действия военного положения?

— Любая попытка продления военного положения в данном случае уже будет означать попытку срыва избирательного процесса. Выборы — это же не только голосование, это процесс, практические действия должны начинаться 1 января, как я посчитал.

Нет смысла для Порошенко в данном случае пытаться продлить срок ВП, потому что на ограничение выборов Рада не пойдёт, а демонстрировать такое поражение президенту совершенно не нужно.