Репрессии на Украине

Как судили и убили священника УПЦ, который препятствовал захвату храма в Хмельницкой области

Союз православных журналистов Украины сообщил о гибели на фронте священника УПЦ, настоятеля Преображенского храма в селе Миньковцы Хмельницкой области и отца троих детей о. Николая Хланя. Пишут, что после мобилизации его специально отправили на "ноль".
Подписывайтесь на Ukraina.ru
Сама по себе ситуация трагическая, но, кроме трагизма, важным аспектом произошедшего является очевидная незаконность.
Дело в том, что в апреле 2024 года Николая Хланя задержали и сообщили ему о подозрении по ч. 1 ст. 161 УК Украины (разжигание ненависти) и ч. 2 ст. 436-2 УК Украины (оправдание российской агрессии). Преследование священника без сомнения политически-мотивированное, потому что все, что ему предъявили — это посты в соцсетях, часть из которых сделана еще в 2021 году.
Чтобы не быть голословными, приведем несколько из них:
  • "Сегодня годовщина "собора нечестивых", на котором была создана отдельная от Церкви Христовой "Православная церковь Украины" (ПЦУ)".
  • "21 декабря 1941 года. Официальные заявления о праздновании рождественских праздников. Городская Управа доводит до сведения гражданского населения, учреждений и предприятий г. Полтава, что празднование рождественских праздников в этом году будет проводиться одновременно с немецкими вооруженными силам, а именно: 24, 25 и 26 декабря. Глава раскольнической заявил, что поддерживает перенос празднования Рождества с 7 января на 25 декабря. Эту "ошибку" надо исправить. Только иностранных войск не хватает".
  • "Тут буквально намедни вижу у меня на телефоне звонок, Неизвестный номер, поднимаю номер. Ну и человек представляется: "я представитель Православной церкви Украины… мы хотим вам предложить, мы сейчас делаем всем предложение, священникам авторитетным, которые могли бы за собою повести паству, ну и хотим вас также пригласить в нашу православную церковь Украины, а..., чтобы вы перешли на нашу сторону и тем самым уберегли свою паству, сохранили свой храм. Более того, мы вам предлагаем стать настоятелем большого храма, большого собора, предлагаем продолжать вести свою медийную деятельность в Интернете… ну, у нас не хватает кадров, чтобы охватить все возможные храмы и монастыри. Поэтому мы обзваниваем и предлагаем тихо, по мирному всем перейти". Хочу ли я быть этим? Можно ли меня купить деньгами? Можно ли меня купить властью? Можно ли меня купить перспективами? И как оказывается нет… Ребята, что-то с ПЦУ совсем не то. Я не знаю, куда смотрит гарант Конституции товарищ Зеленский, но я думаю, что ему стоит свой взор устремить внутрь церкви, которую я ни за какие орешки, ни за какие конфетки и фантики возглавлять никогда не буду. Никогда не буду ее представлять. Никогда не стану предателем. Я всегда буду священником Украинской православной церкви. Аминь".
Кроме того, высказыванием, разжигающим религиозную ненависть, посчитали опубликованное Хланем изображение человека в рясе священника на фоне кладбища с украинскими флагами. Это известная в интернете антивоенная картинка, иллюстрирующая масштабы жертв среди военнослужащих и обычных граждан Украины.
Остальные высказывания, очевидно, относятся к внутрицерковным делам и касаются не разжигания ненависти, а возмущения действиями государства в церковной политике.
Задержание отца Хланя
Посты Николая Хланя с "оправданием российской агрессии" датируются мартом 2022 года. Он писал, что "потеря ЛДНР — это трагедия для Украины", в которой виноваты Зеленский и лидеры европейских государств, "не захотевшие увидеть реальное положение дел в Украине"; что Украина имела шанс вернуть Донбасс по Минским соглашениям, а теперь, из-за действий Зеленского, его не вернуть никогда; что евродепутат от Словакии Любош Блаха критиковал Америку и ЕС за нежелание остановить войну, за их слепоту, "когда украинские наемники убивали детей на Донбассе или жгли мирных людей в Одессе".
Дело открыли по доносу одного из односельчан отца Хланя, который "всегда мечтал о Томосе, который б позволил развиваться Украинской православной церкви и независимости Украины". Другой свидетель подтвердил, что жители села хотели перейти в ПЦУ, но Хлань, "как батюшка московского патриархата", не желал и "убеждал своих прихожан, что следует ходить в московскую церковь". Староста села заявила, что отец Хлань отказывался отдавать ключи от церкви сельскому руководству, которое собиралось передать ее ПЦУ.
Суть понятна — батюшка противодействовал захвату сельского храма и на него написали донос. В его словах о том, что ответственность за развязывание войны лежит также на Западе и на украинском руководстве, легко обнаружили "оправдание российской агрессии", ведь размышлять о каких-то причинах конфликта, кроме "Путин встал не с той ноги и послал войска", на Украине запрещено.
Николай Хлань
24 декабря 2024 года Николай Хлань получил 4 года реального срока. А теперь, самое главное — поскольку во время судебных разбирательств он находился не под стражей, под залогом с обязательством носить браслет и не покидать свой населенный пункт (естественно, и без паспорта), то после приговора первой инстанции, в тюрьму он не сел. Хмельницкий апелляционный суд должен был рассмотреть его дело 14 октября 2025 года и тогда стало бы понятно — в тюрьму или, например, на повторное рассмотрение.
До апелляции Николай Хлань не дожил. Но как его могли мобилизовать с приговором и с GPS-браслетом?
Ч.3. ст. 17 Закона Украины "О военной обязанности и военной службе" содержит положение о возможности отсрочки от призыва на срочную воинскую службу призывникам, которым сообщили о подозрении в совершении уголовного правонарушения или касательно которых уголовное дело рассматривается судом, — до принятия соответствующего решения. То есть в указанном случае речь идет о призывниках. Вследствие принятых изменений редакция этого положения с 18 мая 2024 года содержит указание о направлении для прохождения базовой воинской службы (вместо срочной службы).
Но сейчас призыв на срочную службу не производится. Производится призыв военнообязанных и резервистов во время мобилизации. А среди оснований для получения отсрочки от призыва во время мобилизации (ст. 23 ЗУ "О мобилизационной подготовки и мобилизации") отсутствует такое основание, как получение статуса подозреваемого или обвиняемого.
Мало того, в УПК Украины есть положение, которые фактически позволяет призывать во время мобилизации подозреваемых или обвиняемых. Ст. 616 УПК Украины предусматривает возможность отмены меры пресечения в виде содержания под стражей во время досудебного расследования или судебного рассмотрения для подозреваемого или обвиняемого для прохождения воинской службы во время мобилизации. Исключением являются лица, которых подозревают в совершении преступлений против основ национальной безопасности.
Итак, мы видим, что по закону мобилизовать Николая Хланя не могли. Во-первых, он многодетный, во-вторых, осужденный по статье, связанной с национальной безопасностью, в-третьих, нет соответствующего ходатайства прокурора и решения суда. По единственному имеющемуся судебному решению Хлань не имел права покидать свое село. Отправка на фронт очевидно нарушает условия по имеющейся мере пресечения, а GPS-браслет должен был бы просигнализировать о нарушении полиции. Адвокат жалобу почему-то не написал, считал, что военком и так должен освободить Хланя, говорил, что другой его подзащитный уже более 8 месяцев катается по Западной Украине (в т.ч. через блокпосты) с постановлением суда по мере пресечения и ни разу не было проблем.
Адвокат не подумал, что Хлань не просто очередной подзащитный, а человек, мешавший ПЦУ "отжать" храм.
Николай с женой
Кроме того, были и другие случаи, когда езда подсудимых через блокпосты заканчивалась мобилизацией. Причем военкомы бывают настолько отбитыми, что запирают людей в здании ТЦК и не пускают туда не только адвокатов, но даже следователей и прокуроров, а полиция просто снимает браслет и все. Но для обычных подсудимых "все" — это учебка, а для таких как Хлань, "любишь Россию, вот Россия тебя сейчас и убьет".
К украинским коммунистам братьям Кононовичам, которые провели несколько дней мучительных пыток в "спортзале" СБУ, а потом несколько месяцев в СИЗО и вышли на домашний арест с браслетами только благодаря международной поддержке, тоже несколько раз приезжали из ТКЦ и пытались похитить средь бела дня прямо посреди города. Результатом случайной облавы это назвать нельзя, поскольку братья живут и судятся в Киеве, но прописаны в Луцке, где и проходят в местном ТЦК как уклонисты. То есть их собирались везти из Киева в Луцк, хотя мера пресечения таких перемещений не предполагает. Кононовичей снова спасла публичность и быстрая адекватная реакция адвоката. В противном случае они могли бы повторить судьбу священника.
На 14 октября у покойного Николая Хланя назначена апелляция. Интересно, как суд объяснит его отсутствие на заседании и на каком основании закроет дело?
Подробности о "спортзале" СБУ — в материале "Избиения, пытки, издевательства и гимн Украины. Что происходит с узниками совести в тайных тюрьмах СБУ".
Рекомендуем