За почти два года на канале Лосева вышло уже больше 150 видео. Большинство из них дарят надежду: диалог между обычными людьми возможен всегда, даже если внешние обстоятельства делают их врагами. Многие собеседники музыканта - украинцы, находящиеся на Родине или в Европе.
Случаются, конечно, и неудачные разговоры, отмечает Александр в беседе с корреспондентом издания Украина.ру, — с руганью и непониманием друг друга, но во-первых, не так уж часто, а во-вторых, публиковать их в YouTube не имеет смысла: канал могут удалить, а политических скандалов на площадке и так более чем достаточно.
В 2022 году, когда многие пребывали в растерянности и не понимали причин происходящего, рассказывает он, Александр говорил на YouTube не о музыке, а о политике. Тогда его канал назывался "Лосев Live".
"Когда все началось, многие не понимали, что к чему, почему началось, каковы нормативные документы. И через это шоу люди получали ответы на определенные вопросы. Кто-то ведь подкован больше, кто-то меньше: мне давали аргументы и контраргументы, — объясняет собеседник издания. — И вот, люди наблюдали эти дискуссии - понятно, что болели за своих, но и образовывались.
Это была политика в чистом виде. Я обсуждал со своими собеседниками уставы ООН, принадлежность территорий, "Минск-1" и "Минск-2". Было это примерно с мая по декабрь, то есть девять месяцев. Мой канал начал пользоваться популярностью, за первый месяц набрал 100 тысяч подписчиков.
Потом, где-то в начале января уже 2023 года мне попался один одессит. Это первый ролик у меня на канале, который называется: "Русский играет украинцам". Как-то мы с ним так душевно пообщались, и, хотя у него буквально через слово был мат, мы поговорили очень хорошо, ни слова о политике.
И я подумал, что политическая повестка в любом случае людей разъединяет, а музыка, наоборот, объединяет. Музыка — моя профессиональная деятельность. А кроме того, в этом есть определенная эксклюзивность."
В русскоязычном и украиноязычном YouTube действительно сотни площадок, где люди противоположных позиций спорят и осмысляют происходящее. Но канал Александра действительно уникальный. Есть несколько молодых музыкантов, которые делают нечто отдаленно похожее, например, украинский юный гитарист, который целенаправленно общается с россиянами и поет им украинские песни, но он намеренно выводит собеседников на конфликт. Так что сравнения тут быть не может.
Закрывая тему агрессивных собеседников, Александр рассказал: у него в рулетке стоит флажок Украины, чтобы чаще попадать именно на украинских собеседников, и однажды, увидев его, с руганью на музыканта накинулся россиянин.
"Я не обольщаюсь, с обеих сторон есть люди, которые так делают. Люди оказались разделены политикой и прочим, но я точно понял, что как ты относишься к человеку, так и он к тебе. Если стараться обходить острые углы, всегда можно нормально пообщаться", — подчеркивает пианист.
Цой, Баста, советские песни
Концепция видео Александра такова: он знакомится с собеседником, рассказывает, что сам он музыкант, и предлагает сыграть или спеть что-нибудь из любимой музыки. Собеседниками пианиста становятся люди из самых разных городов: дети, молодежь, взрослые, пожилые и даже украинские военнослужащие.
Абсолютный рекордсмен по выбору собеседников Александра — Виктор Цой, его песни чаще всего просят исполнить украинцы и россияне всех возрастов. Нередко, рассказывает он, просят песни Басты (Василий Вакуленко), группы "Сектор Газа", Бориса Гребенщикова*, Zivert (Юлия Зиверт).
Очевидно, но от этого не менее важно: зачастую Александр и его украинские визави находят точки соприкосновения в советской музыке, в песнях из мультфильмов и кино из общего, ностальгического прошлого. Музыкант признается: его это радует, советская музыка — родная и любимая.
"Советская музыка ближе мне, и я чаще ее предлагаю. Да и к людям постарше мне проще найти подход. В старшем поколении больше интеллигентных людей... Понятно, что все люди разные, но в чат-рулетке попадаются мальчики и девочки восьми-девяти лет, которые уже с соской — вейпом, мат через мат. Это есть и старших, но в меньших пропорциях. Воспитания больше.
И культурный код, разумеется, тоже - я люблю и хорошо знаю советскую музыку", — отмечает Александр.
Украинцы нередко просят спеть что-нибудь из культового украинского, тогда Александр поет им "Я не здамся без бою" группы "Океан Ельзи", фольклорную "Ти ж мене підманула" или "Варто чи ні" Александра Пономарёва. Последнюю он пел и в том самом первом видео, когда решил перейти от политики к музыке.
Фото: Вконтакте, Александр Лосев
Русский мелодизм и неоднозначный диалог
Одно из недавних видео на канале Александра Лосева называется "Растрогал ВСУ": в нем музыкант общается с немолодым военным, киевлянином, который тоскует по родным, а первая песня, которую он попросил исполнить — "Демобилизация" "Сектора Газа". Очевидно, что на фронте мужчина оказался не по своей воле. Александру он подпел песню "Аквариума" "Под небом голубым" и не сдержал слез, когда музыкант сыграл ему несколько своих фортепианных произведений.
"Мы можем их осуждать или винить, но я общаюсь со всеми одинаково, кто знает, как они там оказались, — признается Александр, говоря о ситуациях, когда в рулетке ему попадаются украинские солдаты. — Безусловно, мы с ними по разные стороны баррикад, но я стараюсь никогда не делить людей по флагам, границе, государству".
По просьбам собеседников композитор, как правило, исполняет свои фортепианные пьесы.
"Я профессиональный пианист и композитор, певец не профессиональный, хотя стараюсь учиться профессионально. Я пишу песни, какие-то инструментальные вещи, по жанру это - неоклассика, то есть современная классика.
У меня есть два направления: одно, как сейчас принято и модно говорить, — минимализм, хотя я вообще не уверен, что оно есть. Это что-то вроде Людовико Эйнауди - на двух нотах повторяется по десять раз одно и то же. Говорят, это самая продаваемая инструментальная музыка.
Второе направление, я его так называю, — русский мелодизм, присущий музыке [Сергея Васильевича] Рахманинова, [Петра Ильича] Чайковского… Мне эта музыка близка, и она отражается в том, что я пишу", — добавляет собеседник издания.
В чат-рулетке музыкант предпочитает играть не академическую, а популярную музыку, потому что ее нетрудно подобрать по слуху, нет такой привязки к написанному композитором.
Александр признается: спустя столько времени и записанных выпусков, отчасти смотрит на свой проект, как медиаменеджер, обращает внимание в первую очередь на то, каким будет результат беседы — будет ли его интересно смотреть, проявились ли живые эмоции.
"За то время, что я снимаю, эмпатия у меня немного атрофировалась, как у врача, который ежедневно видит заболевания, травмы, трагедии. Там, где возможно, я стараюсь не принимать близко к сердцу, думаю о том, чтобы моим зрителям и человеку, для которого я что-то исполнил, было приятно.
Мне самому, конечно, больше всего запоминаются эмоциональные выпуски, со слезами. Примерно третье было видео: мы говорили с мужчиной из Черновцов, такой приятный, интеллигентный человек старшего поколения. Еще в памяти остался разговор с мужчиной, который сказал, что у него недавно умер папа. Он сказал, что я ему помог своей игрой", — рассказывает музыкант.
Александр профессионально в музыке больше 20 лет: окончил Академию музыки имени Гнесиных, эстрадно-джазовое отделение, по специальности — джазовый пианист.
В последнее время он много выступает на мероприятиях, куда его приглашают как сольного артиста, но также сотрудничает со многими российскими звездами — играет с Николаем Басковым, Стасом Пьехой, Этери Бериашвили, выступающей на телеканале "Россия 1" в качестве эксперта в музыкальном шоу "Ну-ка все вместе!"
"На фоне определенной медийности с чат-рулеткой меня сейчас приглашают на разные частные мероприятия, поэтому сейчас я чаще выступаю сам. Хотя и на мероприятиях Николая, когда приглашают его, я выхожу вместе с ним. Я получаю огромное эмоциональное удовольствие от людей, с которыми работаю, от Николая уходить не спешу - мне это, в первую очередь, в радость. И директор Николая мне сделал такие условия, что когда мне нужно, я занимаюсь своими делами, а когда могу - выступаю с ними", — рассказывает музыкант.
В 2011 году Александр и Этери создали этно-джазовую группу Beriashvili-Losev Group, большая часть композиций коллектива — произведения Александра.
Коллектив побывал в гастрольных турах во многих городах России, а также в Гонконге, Люксембурге, США, Израиле, Швейцарии и других странах.
* Исполняет функцию иноагента в РФ.
О первой симфонии, посвященной Донбассу и российским военным, участникам СВО, — в интервью Марии Нестеровой Композитор Алексей Сергунин: Художник в России – жрец, а не шоумен на сайте Украина.ру.