Сам Булгаков вводит её в повествование так: "Настасья Лукинишна Непременова, московская купеческая сирота, ставшая писательницей и сочиняющая батальные морские рассказы под псевдонимом "Штурман Жорж". Среди прочих её характеристик: рост и вес ("гигантская Штурман Жорж"), низкий ("густой") голос, любовь к сплетням и склокам.
Как легко можно понять, никакими особыми литературными талантами Настасья Лукинична не обладает, поскольку понятия не имеет о том, о чём пишет. Писать же о том, о чём она представление имеет она не может – нет в СССР заказа на описание купеческой жизни, да и нет у неё таланта, подобного таланту Ивана Шмелёва (которого в России узнали только в 90-е). Ну и сама фраза "стала писательницей" выглядит несколько сомнительно... Надоело быть пловчихой – она стала поварихой.
Псевдоним "писательницы" состоит из двух отсылок.
С одной стороны, это часть псевдонима французской писательницы Жорж Санд (Амандины Дюдеван). Санд – феминистка и социалистка (входила даже в состав одного из французских временных правительств в 1848 году). Тут достаточно прозрачный намёк на вынужденное состояние травести – псевдоним Амандины мужской (даже дважды: Сандо – фамилия её любовника и соавтора), а в театр она ходила в мужской одежде, по самым дешёвым билетам, которые женщинам не продавали. Причём если для французского оригинала это был символ свободы – как жизненной, так и творческой, то для советской подделки – приспособленчество.
С другой стороны, это претензия (не конкретно Непременовой, а вообще всех советских писателей) на то, чтобы указывать читателям маршрут, по которому надлежит следовать. Впрочем, в ходу было прозвучавшее в 1932 году обозначение Иосифа Сталина – "инженеры человеческих душ".
Что касается прототипов этого колоритного персонажа, то тут есть несколько версий.
В первую очередь вспоминается автор исторических романов Ольге Форш. Она рано лишилась родителей, а в молодости писала под псевдонимом "Б.А. Терек" (упоминания о псевдониме "Жорж Матрос" по-видимому ошибочны). В 1930 году она написала роман "Сумасшедший корабль", в котором описана жизнь в 1920-х годах петроградского Дома искусств (ДИСК), созданного по инициативе Корнея Чуковского при участии Максима Горького. Роман в СССР не издавался, но Булгаков должен был о нём знать, тем более, что там описана жизнь Андрея Белого и Евгения Замятина, которыми он был близко знаком.
Белобровцева и Кульюс обращают также внимание на то, что в ранних версиях романа Штурману Жоржу было около 60-ти лет (Форш 1873 года), она имела частично украинское происхождение (называет Берлиоза "хлопец") и имела низкий голос (хотя и не бас, конечно). В писательской среде она занимала заметное положение, часто гостила на дачах в Переделкино, а в 1930 году Булгаков должен был её видеть на похоронах Маяковского.
Другой прототип – писательница Лариса Михайловна Рейснер, известная, в частности, тем, что была любовницей Николая Гумилёва и Льва Троцкого. Считается, что она также послужила прототипом героини пьесы "Оптимистическая трагедия" Всеволода Вишневского (была комиссаром Морского генерального штаба РСФСР). Правда, по типажу она вообще не соответствует – это была писаная красавица, отнюдь не грубая в поведении, современники были ей просто очарованы.
Ещё одним прототипом считается драматург Софья Александровна Апраксина-Лавринайтис, писавшая под псевдонимом "Сергей Мятежный". Вы можете вспомнить такого автора? Мы тоже. А он (в смысле она) был.
С ней Булгаков был довольно близко знаком. Правда, если верить Е.С. Булгаковой, знакомство это относится к 1939 году, когда она принесла писателю либретто для Большого театра. Мы, однако, верить ей не будем – скорее всего это момент, когда с Апраксиной познакомилась сама Елена Сергеевна. Булгаков же входил в Всероскомдрам, а там Апраксина была секретарём секции драматургов Московского общества драматических писателей и композиторов. Кстати, находился Всероскомдрам по адресу Тверской бульвар, 25 – дом Герцена, описанный в "Мастере и Маргарите" как дом Грибоедова. Правление МАССОЛИТа заседает именно там…
Александр Зеркалов и Абрам Вулис полагали прототипом Штурмана Мариэтту Шагинян (в школе автор проходил ее пьесу о Ленине). Она автор повести "Матрос Джек" и была грузной женщиной с низким голосом. При этом обладала очень большим весом в советской литературе (приобщиться к лениниане на уровне школьного учебника было позволено не каждому). К тому же она заметно моложе той же Ольги Форш - она 1888 года рождения, т.е. в 1929 году ей был всего 41 год.
Приходилось читать и нетипичную версию. Штурман Жорж, это Алексей Новиков-Прибой. Он действительно писал на морские темы, правда – опираясь на личный опыт. Предположение же возникло из-за контраста внешности и поведения. Хотите найти габаритную женщину? Ищите мелкого мужика…