Верхушку правящей Либерально-демократической партии Японии уличили в коррупции, которая при ближайшем рассмотрении больше напоминает обыкновенное воровство.
Оказалось, что партийные боссы либерал-демократов в течение многих лет беззастенчиво запускали руку в партийную кассу, куда поступали пожертвования от представителей деловых кругов.
А система круговой поруки, в которой были замешаны практически все высокопоставленные правительственные чиновники, сделала эти хищения чем-то совершенно обычным. Про них знали все, но не говорили об этом вслух, чтобы не выносить сор из избы.
Сейчас эта схема наконец-то стала достоянием широкой общественности. Премьер Кисида столкнулся с обвальным падением рейтингов и пытается сдать своих ближайших соратников, чтобы переложить на них ответственность и сохранить свое кресло любой ценой.
Под угрозой отставки находятся сразу 15 чиновников его кабинета, и ожидается, что «министропад» начнется уже в ближайшие дни.
«Вокруг правительства Кисиды и раньше не стихали скандальчики, но сейчас стало твориться вообще нечто неописуемое.
Левая и леволиберальная пресса раскрыли неприличную тайну: многие нынешние министры и другие политики-тяжеловесы из правящей Либерально-демократической партии годами незаконно присваивали для личных нужд часть политических пожертвований, которые легально выделяли представители бизнеса.
Чтобы замять скандал и переключить внимание публики Кисида, говорят, на этой неделе хочет отправить в отставку не менее 15 человек — четверых видных министров, а также 11 деятелей кабинета рангами пониже, замешанных в присвоении политических пожертвований.
Сместят и часть руководства правящей партии. Все это лихорадит политический мир страны, оппозиция на повышенных тонах требует отставки правительства.
Японский премьер Фумио Кисида оказался на унизительном седьмом месте в списках политиков, которых его соотечественники хотели бы видеть в кресле главы правительства страны. Такой феноменальный результат дали опросы общественного мнения, проведенные совершенно независимо друг от друга двумя очень крупными и влиятельными частными телекомпаниями — "Фудзи ТВ" и Ти-би-эс.
По тем же опросам, его кабинет поддерживают лишь 22,5 процента избирателей», — пишет из Токио известный журналист Василий Головнин.
Разоблачение мошенничества с пожертвованиями стало косвенным результатом расследования еще одного резонансного политического скандала, который вспыхнул после убийства бывшего премьер-министра Японии Синдзо Абэ и приоткрыл для всех грязные тайны японского политического истеблишмента.
Отставного политика застрелил Тэцуя Ямагами, безработный, когда-то проходивший службу в Морских силах самообороны Японии.
Его мать лишилась своих сбережений в результате деятельности тоталитарной секты, известной под названием «Церковь объединения», которая годами пользовалась покровительством влиятельных политиков из Либерально-демократической партии.
Террорист-одиночка решил отомстить за это системе, выбрав своей жертвой Абэ. Потому что бывший премьер Японии когда-то направил в адрес «Церкви объединения» приветственное письмо.
Во время расследования этого преступления стало ясно, что наделенные властью либерал-демократы активно взаимодействовали с сомнительными структурами криминально-мафиозного толка. И это коррупционное сотрудничество продолжалось в течение многих лет.
На самом деле, это тоже не являлось для японцев большим секретом.
Либерально-демократическая партия Японии была создана в 1955 году при непосредственном участии оккупационной американской администрации специально для того, чтобы остановить набирающих популярность социалистов.
Эта проамериканская политическая сила изначально поддерживала контакты с военизированными ультраправыми группировками. Их неформальным лидером считался осужденный за военные преступления Ёсио Кодама, который был помилован американцами и стал работать на ЦРУ.
А ультраправые, в свою очередь, тесно взаимодействовали с якудза — влиятельными и смертельно опасными японскими мафиози.
В 1960 году ультраправый боевик зарезал лидера японских социалистов, популярного японского политика Инэдзиро Асануму, который добивался вывода американских войск и стремился к нормализации отношений с Советским Союзом.
Помимо США, выгодоприобретателями этого преступления стали именно либерал-демократы, избавившиеся от своего главного конкурента.
С тех пор в Японии фактически установлен однопартийный режим, слегка прикрытый фиговым листком представительской демократии.
Либерально-демократическая партия практически неизменно находилась у власти, иногда используя для этого мелкие зависимые партии, которые входили в состав правящей коалиции на правах второстепенных партнеров.
Она оказывалась в оппозиции всего несколько раз, но быстро возвращала свои позиции благодаря огромному теневому влиянию на политическую систему.
Еще во времена перестройки советские либералы культивировали миф о честных японских чиновниках, которые якобы не подвержены коррупционным соблазнам. Однако клановость и неформальные связи являются сущностными признаками японской политики, где невозможно сделать карьеру, не имея за спиной поддержки семьи (в прямом и переносном смысле этого слова).
Это лучше всего показывает биография того же премьера Абэ. Его дед тоже возглавлял когда-то японское правительство, а отец был министром иностранных дел. Причем, как не сложно догадаться, все представители правящей династии входили в политическое руководство Либерально-демократической партии.
Эта давно прогнившая система оказалась долговечной именно потому, что она отвечала интересам США.
Либерал-демократы послушно выполняют политические указания Вашингтона несмотря на то, что они зачастую противоречат интересам самих японцев. А Белый дом никогда не обращал внимания на неблаговидные занятия японской элиты, называя Японию образцовым демократическим государством.
Но теперь эта система шатается перед лицом глобального кризиса, серьезно повлиявшего на социально-экономическую ситуацию в Стране восходящего солнца.
И новые скандалы, которые еще раз показали всем подлинное лицо японского истеблишмента, постепенно подрывают монополию проамериканской правящей партии, оказавшейся похожей на корпорацию высокопоставленных жуликов.