"Мы сейчас открыли альтернативный "зерновой коридор", тестируем его. Также мы откроем еще один наземный железнодорожный коридор. То есть то, что мы продолжаем увеличивать пропускную способность всех коридоров вместе взятых – это абсолютная реальность", – сказал Кулеба.
Отвечая на вопрос, остается ли еще актуальна тема функционирования Черноморской зерновой инициативы, министр сказал, что "надежда умирает последней".
"Надежда умирает последней, скажу так. Черноморская зерновая инициатива умирает последней. Но очевидно, что все равно нужно работать над альтернативными решениями", - подчеркнул он.
Россия и Украина по отдельности заключили с Турцией и ООН зерновую сделку в июле 2022 года. Сделку не раз продлевали, но с 18 июля Москва отказалась продлевать свое участие.
Российская сторона не исключила возвращения в соглашение, если будут выполнены ее условия, предусмотренные второй частью Черноморской инициативы: вывод из-под санкций экспорта российского зерна и удобрений, устранение препятствий для российских банков, обслуживающих поставки, в том числе подключение к SWIFT, возобновление поставок комплектующих для сельхозтехники и так далее.
Президент Украины Владимир Зеленский заявил, что Украина готова продолжать выполнение зерновой сделки и без России. За продление соглашения также выступили ООН, Турция и другие государства.
Минобороны РФ заявило, что все судна, идущие в украинские порты по черноморскому гуманитарному коридору, будут считаться военными целями.
Тогда Украина и страны НАТО решили перевозить зерно через Румынию и Молдавию для обхода запретов со стороны Москвы. Позже стало известно, что сухогрузы Aroyat и Resilient Africa впервые с начала конфликта прибыли в украинские порты "Черноморск" и "Великая Одесса". На днях в Турцию через Черное море попала вторая партия украинского зерна.