Менее половины (47 процентов) польских участников опроса «Барометр Польша — Германия 2023», считают отношения между Польшей и Германией хорошими, и 39 процентов — плохими. Однако тенденции удручают социологов: если год назад 48% опрошенных поляков положительно оценивали отношения со своим западным соседом, и 35% — отрицательно, то в 2000 году, когда начались циклические исследования, целых 83% поляков считали отношения с Германией хорошими, и только 6% — плохими. То есть ухудшились они в шесть с половиной раз.
Граждане Германии смотрят на польско-немецкие отношения более оптимистично. 61 процент считает их хорошими, а 23 процента — плохими. По сравнению с 2000 годом кардинальных изменений не произошло: тогда 57% немцев оценили отношения с Польшей как хорошие, а 29% — как плохие.
Таким образом, динамика оценок отношений в Польше и Германии имеет противоположную направленность. Но есть и то, что объединяет поляков и немцев: оба народа считают главной причиной плохих отношений между их странами политику правительства Польши по отношению к Германии. Такого мнения придерживаются 51% поляков и 42% немцев.
На втором месте среди таких причин — отсутствие компенсации со стороны Германии потерь Польши во Второй мировой войне. Так считают 17% поляков и 26% немцев. В последнем случае это означает более чем двукратный рост — в 2021 году такого мнения придерживались лишь 12% граждан ФРГ. Очевидно, что публичные польские претензии попали на благодатную почву немецкого общества, значительная часть которого воспитана Западом в духе вечного покаяния за преступления нацистов.
При этом всего 10% поляков и 12% немцев возлагают ответственность за плохие отношения между двумя странами на политику немецкого правительства. Два года назад более чем в два раза больше поляков видели вину Берлина — 23%. Однако авторы исследования не конкретизируют, в чём именно претензии поляков к своему правительству. То есть вполне возможно, что действия Варшавы те считают недостаточно жёсткими.
Расходящиеся экономические интересы Польши и Германии назвали причиной плохих отношений между странами лишь 15% поляков и 13% немцев. При этом хорошие польско-немецкие отношения считают следствием общих экономических интересов двух стран 51% граждан Польши и 45% граждан ФРГ. На втором месте среди причин хороших отношений — деятельность организаций и граждан обеих стран, направленная на примирение (так считают 21% поляков и 25% немцев).
Опрос также выявил существенные различия между поляками и немцами в отношении признания страданий и жертв поляков в немецком общественном мнении. В то время как 52% немцев считают, что польские жертвы почитаются достаточно, ровно половина опрошенных поляков придерживаются противоположного мнения.
Мнения поляков и немцев диаметрально разошлись также по вопросу о репарациях за Вторую мировую, которые правительство Польши в прошлом году потребовало от Германии. Самая большая группа поляков (38%) считает, что эти действия направлены на достижение внутриполитических целей польского правящего лагеря в предвыборный период. Но такое мнение разделяют лишь 12% немцев.
С другой стороны, наибольший процент немцев считает, что целью польского правительства является обеспечение государственного бюджета Польши. Утверждение же о том, что речь идет о признании Германией потерь и страданий поляков (то есть официальное обоснование требования репараций), поддерживают лишь 17% поляков и 22% немцев.
При этом опрос обнажил огромную разницу в оценке действий Германии по возмещению ущерба Польше. Целых 60% немцев и только 25% поляков убеждены, что Германия сделала в этом плане достаточно за последние 80 лет и теперь странам следует сосредоточиться на общих задачах. В свою очередь, 29% поляков и всего лишь 4% немцев считают, что Германия сделала слишком мало и необходимы радикальные решения в вопросе компенсаций. Выплаты Германией репараций в польский госбюджет ожидают 36% поляков и 19% немцев.
Правда, в отдельных исторических вопросах между гражданами Польши и Германии нашлись общие знаменатели. Так, 21% поляков и 22% немцев высказались за распространение в Германии информации об истории Польши. Почти равная доля поляков и немцев — 20 и 22 процента соответственно — требует компенсации живущим жертвам Третьего рейха.
С другой стороны, 28% немцев и всего 16% поляков хотят восстановить памятники, разрушенные в Польше во время войны. Тут стоит отметить, что для немцев, прежде всего, важны памятники на немецких землях, ставших частью Польши. А вот поляки против восстановления не только немецкого, но и еврейского наследия в своей стране.
Авторы отмечают влияние демографических характеристик респондентов на результаты опроса. Так, польские респонденты с высшим (51%) или средним (43%) образованием чаще других считают, что требования о репарациях служат внутриполитическим целям правящей партии «Право и Справедливость» (ПиС). Эта группа относительно чаще, чем другие, считает, что Германия сделала достаточно по возмещению ущерба Польше, и теперь основное внимание следует сосредоточить на современных проблемах (32% и 27%).
Самые молодые польские респонденты (до двадцати девяти лет) реже других ответили, что Германия сделала слишком мало с точки зрения репараций, и они с меньшей вероятностью ожидают репараций для Польши. А самые молодые немецкие респонденты гораздо чаще, чем самые старшие, утверждают, что Германия сделала слишком мало для компенсации полякам за нацистские преступления.
В Польше мнения об ответственности Германии за прошлое явно зависят от политических предпочтений. Подавляющее большинство избирателей ПиС и оппозиционной правой «Конфедерации» считает, что немцы недостаточно признали страдания поляков. Относительно большая доля оппозиционных избирателей либеральной «Гражданской коалиции» (48%) и «Левых» (37%) уверена, что немецкое общественное мнение достаточно признало польские жертвы. Избиратели ещё одного оппозиционного блока, «Третий путь», настроены более скептически: всего 29% из них считают исторические вопросы закрытыми. В свою очередь избиратели всех основных политических сил в Германии в большинстве своём убеждены, что в отношениях между Польшей и Германией должен наступить поворот от истории к современным вызовам.
Восприятие истории, а также её последствий, разделило и продолжает разделять поляков и немцев, пишут в резюме авторы опроса «Барометр Польша — Германия 2023». Его провели немецкие социологи из Института общественных дел, Немецко-польского института, Фонда польско-немецкого сотрудничества и Фонда Конрада Аденауэра.
«Поскольку отходят поколения, ставшие свидетелями самого трагического периода в польско-немецких отношениях — Второй мировой войны, эти различия в восприятии могут углубляться, если мы — поляки и немцы — будем признавать свои собственные взгляды единственно правильными, не вступая в диалог с соседним обществом. Нынешняя и будущая политическая элита Германии, в отличие от их предшественников, не воспитана на убеждении, что Польша должна играть особую роль в немецкой перспективе из-за общего прошлого», — отмечают учёные.
Эта новая перспектива в Германии перекликается с растущими ожиданиями поляков на получение компенсации за жертвы и потери в прошлом, а также на особое отношение к ним со стороны немцев, предупреждают авторы исследования. По их мнению, столкновение этих двух тенденций неизбежно приведёт к взаимному разочарованию в Польше и Германии.
Примечательно, что хотя опрос проводился в мае 2023 года, его результаты были обнародованы 30 августа, накануне очередной годовщины начала Второй мировой войны, когда антинемецкие настроения в Польше традиционно усиливаются. И если раньше польские власти старались их приглушать — к примеру, 1 сентября 2019-го в мемориальных мероприятиях приняли участие президенты Польши и ФРГ Анджей Дуда и Франк-Вальтер Штайнмайер, — то в этом году Дуда будет возлагать венок на полуострове Вестерплятте в одиночестве.
Кроме того, с начала текущего года высокопоставленные польские чиновники с премьером включительно избегают публичных встреч с немецкими коллегами, чтобы камеры не зафиксировали их рукопожатий. Дело в том, что лидера «Гражданской коалиции» Дональда Туска пропаганда «Права и Справедливости» объявила «агентом Берлина», а в такой ситуации нужно самим блюсти идеологическую чистоту. Изменится ли она в случае весьма вероятной победы ПиС на парламентских выборах 15 октября, пока прогнозировать сложно.