Алексей Дзермант: Россия и Белоруссия получили неприятный удар от Польши и Литвы, а теперь готовят ответ

Польша и Литва пытаются втянуть Беларусь в конфликт, чтобы и для России создать проблемы, создать зону нестабильности между Балтийским и Черным морями, чтобы Москва и Минск тратили ресурсы на постоянные конфликты с соседями, считает директор Центра изучения и развития континентальной интеграции "Северная Евразия" (Минск) Алексей Дзермант
Подписывайтесь на Ukraina.ru
Об этом он рассказал в интервью изданию Украина.ру
- Алексей, какую оценку вы можете дать действиям Польши и Литвы вокруг границ Белоруссии?
– Действия Варшавы и Вильнюса – достаточно провокативные. Они пытаются обвинить Беларусь в агрессивных действиях на границе, но на самом деле мы не предпринимаем чего-то такого, что бы нарушало баланс сил.
Наоборот, с польской стороны мы видим постоянное наращивание войск и приближение их к нашей границе. Три сформированные дивизии, судя по имеющемуся у них вооружению, имеют ударный характер. Поэтому мы сейчас с западными соседями пребываем в крайне напряженных отношениях.
Они угрожают перекрыть транспортные коммуникации и транзит. Пассажирское сообщение крайне затруднено.
Судя по их заявлениям, они готовятся к полной транспортной блокаде и к установлению железного занавеса на белорусской границе. Поэтому, кроме как провокативными и недружелюбными, эти действия назвать нельзя.
Видимо, Польша и Литва пытаются втянуть Беларусь в конфликт, чтобы, условно говоря, и для России создать проблемы, и создать зону нестабильности между Балтийским и Черным морями, чтобы Москва и Минск тратили свои ресурсы на постоянные конфликты с соседями, состоящими в НАТО.
Алексей Дзермант: кто онБелорусский философ, политолог
– Как в этой связи расценивать заявление властей США, которые призвали на днях своих граждан скорее покидать республику?
– Американцы призвали своих граждан покинуть территорию республики из-за одной причины.
Они не могут выехать, допустим, на территорию Польши с Белоруссии – это запрещено. Единственная возможность, которая у них остается – это выехать в направлении Литвы и Латвии. А судя по заявлениям руководства этих стран, они собираются перекрыть пункты перехода. Поэтому американцы никак не смогут выехать отсюда.
То есть, это связано именно с намерениями стран Балтии и Польши закрыть транзитное и пассажирское сообщение с республикой Беларусь. В этом причина заявления американского посольства.
– А какой сигнал дал визит министра обороны Китая в Минск? Насколько я понимаю, это ответ полякам и литовцам.
– Прежде всего, полякам. Потому что были заявления официальных лиц Польши о том, что Китай должен воздействовать на Минск из-за того, что Беларусь якобы создает проблемы на границе в части беженцев и присутствием ЧВК "Вагнер".
По сути это был шантаж, а шантажировали они тем, что перекроют транзит.
Но визит министра обороны Китая – это и военный, и политический ответ полякам, что шантаж не пройдет. У Беларуси с Китаем – очень хорошие контакты. Мы найдем выход из этой ситуации в той или иной форме.
Поэтому никакого давления Китая не будет. Скорее наоборот, мы усилим безопасность белорусских границ, в том числе уже и с помощью Китая.
– То есть речь идет о возможности некого китайского присутствия на границе с ЕС?
– Гипотетически оно возможно. Но то, что военно-техническое сотрудничество уже идет и будет продолжаться – это очевидно.
Юрий Кнутов: ВСУ вернулись к тактике "мясных" штурмов, поэтому Работино будет переходить из рук в рукиСейчас главная задача армии России — обход Купянска с севера и с юга и захват господствующих высот, которые обеспечивают контроль над городом, считает военный эксперт, директор Музея войск ПВО Юрий Кнутов
– Глобальный вопрос, об этом вы пишете в вашем телеграм-канале. Какова судьба балтийских народов, в чем причина их исторических неудач?
– Судьба балтийских народов в настоящее время выглядит достаточно печально. Я имею в виду сокращение численности населения, превращение в депрессивную периферию ЕС и превращение их в прифронтовые государства. Пока не линию фронта, но прифронтовые территории.
Это пагубным образом сказывается на развитии и на потенциале этих стран, и естественно, на демографии.
В чем причина? Так сложилось исторически, что балтийские элиты все время выбирают какой-то не тот путь. Это уже было в Средневековье, когда литовские элиты приняли католичество, попали под влияние Польши, полонизировались и по сути утратили национальную идентичность.
Только в Российской империи они получили возможность какого-то развития. А в Советском Союзе – это просто вершина их развития в культурном и экономическом плане.
Сейчас они от этого отказались, превращая добровольно свои государства во фронтирные территории, где постоянно живешь в страхе, что возможно нападение со стороны России и Белоруссии.
Естественно, от этого страха люди разбегаются, элиты торгуют этим страхом и безопасностью своих стран, выпрашивая деньги и подачки у Брюсселя и Вашингтона, и на это живут. А судьба народов их не волнует.
Ну, что может быть с такими элитами? Какие перспективы? Крайне печальные. Дальнейшая деградация, продолжающийся демографический спад и историческая бесперспективность.
– Зайдем с другой стороны. В чем тогда состоит основная идея большого Русского мира?
- Основная идея Русского мира состоит в том, чтобы отстоять собственный суверенитет и не позволить Западу, возглавляемому США, продвигаться на территорию нашей цивилизации.
Сейчас битва на Украине показывает, что мы защищаем свое. Мы не хотим присутствия наших врагов в одной из ключевых земель нашей цивилизации. Мы не можем позволить себе превращение Украины во враждебное государство. Эта наша задача минимум.
Вторая задача – мы боремся за справедливое мироустройство, где нет гегемона, который всем диктует, как они должны жить. По сути борьбу мы ведем глобальную. Большинство стран мира это понимают и поддерживают эту позицию.
Поэтому Русский мир сейчас – о том, чтобы отстоять собственное право на существование, на свои ценности, на свою территорию, на свою цивилизацию, не поддаваться тому деструктивному, порой откровенно сатанинскому влиянию, которое идет со стороны Запада.
Второе – конечно, задача планетарная, это более справедливое мироустройство. Приходится (для русских это дело привычное) сражаться за это, причем в достаточно кровопролитной битве.
Другого выхода нет. Если мы откажемся от этой миссии – мы просто исчезнем.
Конрад Рэнкас: Вместо выборов в Польше может быть введено чрезвычайное положениеПольский политический аналитик считает, что в ходе прогрессирующей "украинизации" Польши в стране может быть введено чрезвычайное или военное положение, что станет очередным шагом к "унии" Варшавы и Киева
– Втягивание Евросоюзом Белоруссии в этот конфликт. Для чего сделано? Ни для кого не секрет, что это вызовет массу сложностей. Или это некий спусковой крючок для Польши и ее армии, для развязывания какого-то конфликта?
– Здесь даже не столько Евросоюз в этом заинтересован, сколько американцы и британцы, которые действую через своего агента в ЕС, через Польшу.
В Польше распространены крайне реакционные реваншистские планы по восстановлению былой Речи Посполитой. Территория Украины и Белоруссии для них – первейшая цель.
Под это они используют американские и британские ресурсы. И если для Вашингтона и Лондона это больше геополитическая война на сдерживание и на истощение России, то для поляков – конкретная мечта о возрождении Речи Посполитой.
Вот так их интересы сходятся. Хотя некоторые поляки начинают понимать, что если их бросят в топку этого конфликта, то они повторят судьбу Украины с теми же разрушениями и огромными жертвами.
Поэтому Польша на словах очень хочет получить ресурсы под этот конфликт от Европы, британцев и американцев. Но лезть в само пекло не хотят.
Частично они этот опыт уже получили на Украине. Мы знаем, что на стороне ВСУ неформально воюют достаточно много польских наемников. Но если похоронки пойдут в Польшу открыто и в огромных масштабах, я не знаю, удержится ли правящая власть в Варшаве.
Поэтому это такая странная игра. Много риторики, много слов.
– Как вы считаете, спустя тридцать с лишним лет России и Белоруссии удалось сплотиться и вернуться к тем отношениям, которые были до развала Советского Союза?
- Да, нам удалось сплотиться на фоне общих угроз и на фоне этого конфликта. Отношения стали развиваться очень динамично во многих сферах. Многие проблемы решаются, хотя какие-то остаются.
Наша задача вернуть не то, что было в советское время, а построить что-то новое. Это новое как раз проходит проверку наших отношений. Отрабатываются новые формы интеграции относительно того, как интегрировать два государства, и получить, например, одну экономику и одно оборонное пространство.
Многое из этого получается. Особенно на фоне этих угроз, которые вынуждают нас быть вместе, быть спина к спине и отражать эти атаки.
Фархад Ибрагимов о шансах Эрдогана уговорить Путина на зерновую сделку: "Нужен железобетонный договор"
– Завершился саммит БРИКС, который был в ЮАР. Помимо выполнения ими задач по общей валюте и по расширению, здесь вспоминается Евразийский экономический союз. Чего ему не хватает, и может ли кто-то из этого Союза примкнуть к блоку БРИКС?
– По первой части вопроса: я думаю, что ЕАЭС не хватает динамики интеграции.
Пока это сугубо экономический союз. Все-таки нужно создавать единые рынки тех же самых энергоресурсов, нужно выходить на вопросы формирования единой валютной политики, хотя бы создания цифровой единой валюты.
Здесь нужна динамика, особенно на фоне санкций. Ну и солидарности антисанкционной тоже порой не хватает.
Второе. В ЕАЭС, на мой взгляд, следующий уровень обязательно должен быть политическим. И под это дело подтягивать гуманитарную и культурную интеграцию. Это тоже крайне важно. Без этого ни одно интеграционное объединение не будет устойчиво.
Что касается БРИКС – мы видим, что уже первая волна расширения пошла. Уже официально утверждены заявки ряда азиатских и африканских стран. Я думаю, что и участие стран ЕАЭС тоже вполне логично.
Например, Беларусь уже выказывает интерес, подала заявку на участие в БРИКС. Я думаю, это одна из первых стран, которая туда вступит.
Я думаю, что у Казахстана – тоже достаточно большие шансы туда вступить, если будет такое желание. Этот процесс начался и будет продолжаться. В принципе, он нормальный. Это немножко разные форматы, но, тем не менее, они взаимодополняемые.
Рекомендуем