Le Mond в публикации от 14 июня указывает, что «с февраля 2022 года французские солдаты обучили более 2000 украинцев. Эти занятия продолжительностью в среднем два месяца проходили на территории Франции, а также в Польше и Румынии». Интересно, что подготовка проходила в рамках миссии ЕС, а не НАТО, как можно было предполагать. Т. е. ЕС, вроде бы не являющийся военной организацией, участие в конфликте всё же принимает.
«Это обучение проводилось, в частности, на французской технике, переданной в Киев, то есть на бронеавтомобилях AMX 10 RC, орудиях Caesar, а также в таких областях, как противоминная борьба, здравоохранение, боевые действия в городских условиях, бронетанковая разведка и командование механизированным соединением, боевой группой».
На что обращают внимание источники Le Mond?
Во-первых, очень разный возраст обучаемых — от 18 до 50 лет. Среди них были женщины. Половина имеет опыт участия в боевых действиях.
Уже это показывает реальную структуру украинской армии, набранной из всех попавшихся под руку мобилизованных. Некоторое ограничение касается только женщин.
В статье украинские военные называются «добровольцами», но, насколько нам известно, «добровольность» тут весьма условная — на дообучение за рубеж отправляют большинство способных к языкам. Иногда, впрочем, попадают в их число и люди, которые до окончания обучения общаются на языке жестов.
Интересно также и то, что случаев дезертирства не было (впрочем, эти данные являются секретными). Так что, вероятно, присутствует и политико-психологический контроль — отправляют тех, кто точно не попросит политического убежища.
Во-вторых, для украинцев характерна выработанная реакция на звук летящего дрона: оглядываются и ищут места, где можно спрятаться.
Судя по всему, для французских военных этот навык был неожиданным — они не догадывались, что при появлении драна надо не стрелять по нему из табельного орудия, а прятаться. Впрочем, российским военным тоже потребовалось время, чтобы понять, что к чему.
В-третьих, украинские мобилизованные демонстрируют отсутствие организованности в действиях — «они наступали стаями и много кричали».
Скажем прямо: поведение естественное, хотя, конечно, непрофессиональное.
В-четвёртых, украинские солдаты просили обучать их навыкам траншейной войны — стрелять с 200 метров, приёмам рукопашного боя.
Французы расценили это как «советское наследие» в менталитете.
Французские военные также получили инструкции не завязывать дружеских отношений с обучающимися у них украинскими солдатами во избежание возможной психологической травмы. Ведь после обучения их отправят на фронт и, скорее всего, убьют.
Самое главное, пожалуй, заключается в том, что западное обучение сводится к групповому и индивидуальному обучению использования военной техникой, включая системы разведки и связи. Боевое же слаживание и непосредственная подготовка к боевым действиям проводятся уже на территории Украины. Запад тут помочь не может.
В целом информация Le Mond скорее свидетельствует о неготовности французской армии к современной войне, что, правда, не является новостью.
С одной стороны, армия мирного времени и армия, имеющая опыт боевых действий, вообще очень сильно различается. Хотя бы наличием той самой «психологической травмы». Это характерно для всех стран и эпох.
С другой стороны, сама по себе возможность полномасштабной войны между странами сходного вооружения и военного потенциала ранее исключалась — военные доктрины всех стран предполагали либо войны колониального типа, либо глобальную ядерную войну. Французы к такой войне готовы не в большей степени, чем Украина, но у украинцев хоть опыт есть, а французы, судя по публикации, оценить это обстоятельство в полной мере ещё не готовы.
* * *
Определённый интерес вызвала и публикация Politico от 15 июня. В ней рассказывается об украинском лётчике Владимире Савельеве, который проходил двухгодичную программу обучения в США и был сбит в первом же боевом вылете, о чём сообщило командование ВВС 2 июня.
Некоторые наблюдатели поспешили сделать какие-то далекоидущие выводы из того, что Савельев был отправлен в США ещё в марте 2021 года. Однако выводы эти не вытанцовываются.
Во-первых, Савельев был единственным украинским курсантом в этом потоке.
Во-вторых, программа обучения была скорее ориентирована на ознакомление с культурой США. Он включала изучение языка, культуры, работы учреждений, характера подготовки лётчиков.
Для понимания: для полётов на этих курсах используется учебно-тренировочный North American T-6 Texan образца… 1935 года! Такой самолёт и в России есть — в музейном комплексе «Боевая слава Урала» в Верхней Пышме.
Гораздо интереснее было бы узнать что-то о лётчиках, которые, по данным ряда источников, проходили подготовку на самолётах F-16 и A-10 в прошлом году. Но о них ничего не сообщается, хотя они должны были вернуться на Украину осенью прошлого года. Неужели источники врали?