Культура

Столица украинской битломании: как The Beatles невольно сыграли на руку бандеровцам

Во вторник, 23 мая, ушел из жизни британский музыкант, бывший бас-гитарист The Beatles Чес Ньюби, о чем сообщает сайт Cavern Club Liverpool. И хотя традиционно "Битлов" принято считать "Ливерпульской четверкой" — Макартни, Харрисон, Леннон и Стар, в группе успели побывать и другие интересные музыканты
Подписывайтесь на Ukraina.ru
Первый в мире басист-левша сыграл с культовым коллективом всего четыре концерта в 1960 году. Чесу Ньюби было всего 19, когда ритм-барабанщик Питер Бест, знакомый с ним по участию в группе The Black Jacks, пригласил Ньюби заменить бас-гитариста Стюарта Сатклиффа.
В интервью изданию Rock-&-Roll Globe он говорил, что «Битлз» того времени казались ему «Тремя мушкетерами» с их знаменитым девизом «Один за всех и все за одного!»
Джон Леннон приглашал его продолжить играть в группе и присоединиться к концертному туру в Западную Германию, но Ньюби выбрал обучение в университете — он мечтал стать химиком.
«У меня не было стремления стать профессиональным музыкантом, я зарабатывал, чтобы пойти в колледж, чтобы заниматься тем, чем хотел», — рассказывал сам музыкант.
После ухода из группы он тем не менее не расстался с музыкой: вплоть до недавнего времени в разные годы Ньюби играл с такими коллективами, как The Rackets, The Black Jacks, The Quarrymen, Alcester Male Voice Choir.
Однако основным своим занятием все же выбрал науку: преподавал математику в средней школе Droitwich High School.
Легендарные «Битлы»
Трудно преувеличить значение Beatles в музыке ХХ века, о каком жанре и направлении мы бы ни говорили. Группе принадлежат множество мировых рекордов, как минимум:
1. Мировой рекорд — первое место на площадке Billboard Hot 100 в течение 59 недель. На первых местах в хит-параде побывали 20 песен ливерпульской четверки (в период с 1964 по 1970 год).
2. Лучшая песня века — их Yesterday, написанная Полом Маккартни. По данным Книги рекордов Гиннесса, сегодня существует более чем 3000 кавер-версий этой песни.
3. В списке 500 лучших песен всех времен и народов, по версии журнала Rolling Stone, Beatles принадлежит 23 песни.
4. Дебютный альбом Please Please Me находился в десятке самых продаваемых альбомов 62 недели в период с 1963 по 1964 год. Этот рекорд был побит лишь в 2013 году 26-летней британской R&B певицей Эмели Санде.
5. Четвертый альбом группы Beatles For Sale дебютировал на первом месте британского хит-парада и оставался на вершине 11 недель. Всего в первой двадцатке он провел 46 недель. Этот рекорд не побит до сих пор.
6. Первое живое выступление The Beatles на американском телевидении состоялось 9 февраля 1964 года, в рамках«Шоу Эда Салливана». Тогда группа исполнила пять песен: All My Loving, Till There Was You, She Loves You, I Saw Her Standing There и I Want To Hold Your Hand. Аудитория выступления превысила 73 миллиона телезрителей, что на тот момент стало рекордом для американского телевидения.
7. В 2012 году, в честь 50-летия со дня выхода сингла Love Мe Do, фанаты группы побили рекорд по массовому пению. Тысячи поклонников группы собрались на площади в Ливерпуле, чтобы исполнить первый хит коллектива. Всего во флешмобе приняли участие 1631 человек.
В 2001 году ООН ввела официальный праздник — Всемирный день The Beatles. Он был назначен на 16 января — день, когда в 1957 году в Ливерпуле открылся джазовый клуб The Cavern, где и стал выступать легендарный в будущем коллектив.
«Битломания», СССР, Украина
Феномен беспрецедентной любви советских людей к «Битлам», получивший романтическое определение «битломания», объясняется сложным клубком из интереса к культуре «оттуда», из-за «железного занавеса», общим взлетом популярности джаза, соула и бибопа, «западного» образа жизни — внешней его стороны и атрибутики и, конечно же, удачами самой группы.
Писатель и музыкальный критик Пьеро Скаруффи, исследовавший творчество «Битлов», отмечал невероятное разнообразие жанров и стилистических приемов, использованных музыкантами: от барочно-электронного сингла Strawberry Fields Forever до «вершины маньеризма» Penny Lane.
Советская пресса сперва относилась к популярным ливерпульцам настороженно, потом — резко радикально, но позиция менялась.
Эволюция отношения в целом прошла от знаменитой заметки в «Известиях» 3 марта 1964 года:
«Полоумные девицы визжат, помешавшись на "Битлах", деловые люди "Битлами" торгуют. В который раз организована общенациональная проверка способности американца откликаться на рекламу, какой бы глупой она ни была».
Еще более резкой критики от журнала «Музыкальная жизнь» в мае того же года:
«"Битлз" — еще одно из многочисленных средств, используемых на Западе для одурманивания молодежи, отвлечения ее от серьезных общественных задач, от борьбы против несправедливости, царящей в окружающем ее мире. И в этом смысле "Битлз" занимают свое место в ряду других извращений буржуазного лжеискусства всех мастей».
До заметного смягчения:
«На платформе запел Пит Сигер. Он запел замечательную песню, написанную одним из четверки биттлов — Джоном Ленноном: "Мы говорим одно: дайте миру шанс!" Бородатый Сигер, крикнув толпе: "Подпевайте!", начал размахивать гитарой в такт песне. Четверть миллиона человек запели. Наверное, это был первый в истории человечества хор в четверть миллиона голосов», — «Литературная газета», 19 ноября 1969 года.
Так или иначе, на советское общество и тем более музыку Beatles оказали огромное влияние. Среди советских музыкантов были и те, кто прямо называл ливерпульцев своими вдохновителями: композиторы Геннадий Гладков и Александр Зацепин, альтист и дирижер Юрий Башмет, рокеры Андрей Макаревич*, Юрий Шевчук, Борис Гребенщиков, и многие другие.
На Украине тоже проводят выставки и фестивали, посвященные «Битлам»: в 2008 году в Киев приезжал Маккартни, назвавший свое выступление Independence Concert. С тех пор день его приезда — вторая суббота июня — отмечается как неофициальный «День украинского битломана».
Главными украинскими наследниками «битловской» стилистики называла себя львовская группа «Супер Вуйки».
«Немало вопросов возникает сегодня у многих хиппи, которые в 70-х годах съезжались со всего бывшего СССР на сейшны во Львов и в Гурзуф, где главным событием были концерты рок-группы "Вуйки". Широкие массы олдовых системных не могут понять: в 70-х "Вуйки" играли целиком на уровне, стартовали почти одновременно и почти в тех же самых условиях, что и, скажем, "Машина времени", — но какая же разница! Макаревич*, Кутиков и Кo имеют сегодня миллионную аудиторию, намного больше паблисити, гонорары, в конце концов в 2006 году записывались в студии "Abbey Road" в Лондоне — большая честь для рок-музыкантов.
<...> не особенно на слуху были в 60-е годы композиции Beatles типа "I'm so tired" или "Helter-Skelter". А вот "Yesterday" была. Еще бы: она хорошо коррелировала с "городским романсом". И поэтому я, когда в 13 лет впервые услышал её, плевался, потому что мне сразу вспомнилось нудное "Я встре-е-тил вас, и всё-о-о было-о-е..." Считал и считаю до сих пор, что это было недостойно звонких, сияющих рокеров "Битлз". Такое мог заиграть и запеть Свирид Петрович Голохвастов "с собственной персоной", охмуряя Проню Прокоповну...» — пишет писатель Казик Кузовкин в новелле «Уроки "Вуйков"», вошедшей в альманах «Хиппи во Львове».
Наиболее обширно и с любовью пишет о львовских хиппи и поклонниках Beatles писатель Илько Лемко в книге «Сны в святом саду». «Святым садом» называлась во Львове тех лет «община хиппи», обитавшая в бывшем монастырском — Кармелитском — саду в старом районе города. По мнению многих исследователей, эта «музыкальная» община имела политические корни и была антисоветской, по другим воспоминаниям — в саду собиралась просто нигилистическая молодежь (что в своем роде тоже довольно по-антисоветски, разумеется), слушала западную музыку и пассивно сопротивлялась «старому миру». Впрочем, как и любая молодежь.
«Однако западная музыка затрагивала не только прически, но и другие сферы социальной жизни. Уже в 1966 году агрессивные битломаны, маршируя по вечерним улицам Львова, переворачивали мусорные урны, распевая во все горло "Йеллоу Субмарин". В 1967 году после выхода самого знаменитого альбома "Битлз" "Sgt Pepper" появился концептуальный подход к восприятию рок-музыки. Среди молодых парней стало модным надевать армейские кители и фуражки, а также дуть в трубу, чтобы в максимальной степени напоминать Пола Маккартни, который на обложке альбома был изображен в костюме легендарного руководителя военного оркестра в послевоенной Англии сержанта Пеппера с трубой в руках», — пишет Лемко.
В других городах Украинской ССР, за исключением, пожалуй, Киева, такого ажиотажа не происходило: во всяком случае, свидетельств об этом гораздо меньше. Впрочем, сам Лемко в своих воспоминаниях иногда связывает увлечение музыкой «Битлов» с каким-то «украинским протестом», базировавшимся во Львове.
Кстати, на родине легендарной группы — в Ливерпуле — такие аналогии не оценили совсем недавно: знаменитый памятник Beatles в центре города (идущие по улице Маккартни, Джордж Харрисон, Ринго Старр и Леннон) неизвестные одели в украинские вышиванки.
«Да как вы смеете так уродовать памятник. Оставьте мертвых в покое!», — возмущались местные жители, потребовавшие, чтобы иностранные для музыкантов сорочки с них немедленно сняли, а «Евровидение» (как раз проходившее в Ливерпуле), и без того до крайности политизированное, перестали смешивать с политикой еще больше.
* Лицо, выполняющее функции иностранного агента.
"Неужто все чудеса умерли на земле нашей православной?" На "Таганке" идет Гоголь в жанре рок-н-ролл"Неужели и по-украински будут говорить?" — фраза, услышанная мною в фойе Театра на Таганке перед "Вием", жанр которого режиссер Александр Баркар обозначил как "рок-н-драма". Спектакль идет здесь седьмой год, но зал — полон и взбудоражен
Рекомендуем