По информации губернатора области Вячеслава Гладкова, в результате террористической вылазки ранения получили 12 человек, а в ходе эвакуации умерла пожилая женщина. Он уточнил, что ВСУ за сутки обстреляли 20 населенных пунктов региона, повреждены 29 частных жилых домов и 3 машины, 14 населенных пунктов остались без электроэнергии. Украина.ру восстановило картину резонансного происшествия.
22 мая. Операция «под чужим флагом» и информационная атака Киева
В первой половине дня 22 мая поступили первые сообщения о том, что украинский танк атакует российский погранпункт «Грайворон», расположенный в селе Козинка. Затем с украинской стороны начали появляться видео о ДРГ, составленных из входящих ВСУ «Легиона Свободная Россия»* и «Русского добровольческого корпуса», которые на бронетехнике вошли на территорию сел Козинка, Гора-Подол и Голотово, завязав бои с пограничниками и Нацгвардией РФ. Также было сообщение о боях на территории города Грайворон, которое не подтвердилось, но он подвергся обстрелу, в результате чего пострадали трое мирных жителей.
Вторжение сопровождалось серьезной информационной атакой — жителям области поступали звонки с иностранных номеров с сообщениями о всеобщей эвакуации, в соцсетях вбрасывались фейки о масштабном наступлении ВСУ на Белгород, ударе по военной части, где якобы находилось ядерное оружие. В различных группах активизировались боты ЦИПсО, писавшие комментарии от лица «возмущенных россиян».
В офисе Зеленского и Минобороны Украины объявили происходящее делом рук «антипутинских партизан», пытаясь создать легенду, что террористическая атака на Белгородчину — якобы внутреннее противостояние, к которому Киев не имеет отношения.
Подчеркивалось, что якобы все диверсанты — обладатели русских паспортов. Хотя украинский след был более чем очевиден изначально: использовали где-то 10 единиц бронетехники, переданной Западом Украине, а экипировка террористов была явно характерна для ВСУ. Операция «под чужим флагом» нужна была, чтобы прикрыть киевские власти от международного сообщества, которое явно подобного бы не одобрило.
РДК не насчитывает в своих рядах и 50 человек. Позже на видео опознали членов РДК — российских неонацистов Дениса Радонского (Кирилла Канахина) и Алексея Левкина. Они оба после 2014 года оказались на Украине, участвовали на ее стороне в войне в Донбассе, а в марте были в числе тех, кто совершил подобный налет на Брянскую область.
Российские официальные лица признали проникновение ДРГ, сообщив, что идет бой. Около 14:10 22 мая местные силовики ввели в действие план «Эдельвейс» на случай террористической угрозы, а села Козинку и Глотово начали блокировать подразделения Минобороны, Росгвардии и других ведомств. К вечеру был обстрелян город Грайворон, разрушению подверглось здание администрации, а два человека, включая ее замглавы, получили осколочные ранения. После 18:00 в Белгородской области ввели режим контртеррористической операции. Однако официальной информации о происходящем было немного — в некоторых СМИ фигурировала цифра в 39 убитых диверсантов.
В ночь с 22 на 23 мая с беспилотников было атаковано здание ФСБ в Белгороде, МВД в Борисовском районе области и таможенный пост в Грайвороне, никто не пострадал.
23 мая. Попытка поддержать инерцию паники и разгром террористов
На следующий день, 23 мая, Украина попыталась развить информационную кампанию, углубив панику среди российского населения.
Утверждалось, что «повстанцы» якобы расширяют подконтрольную им территорию, зайдя в ряд сел Борисовского района Белгородчины. Впрочем, это были не более, чем фейки, несколько населенных пунктов подверглись обстрелам, но, к счастью, обошлось без пострадавших гражданских.
Таже продолжилась спам-рассылка от ЦИПсО — сообщения об «эвакуации» получили жители приграничного города Щебекино. Часть диверсантов, сделав фото и видеозаписи, покинула территорию РФ. При этом, по данным ряда российских военных телеграм-каналов, попытки пересечь границу малыми группами со стороны Казачьей Лопани и Уд имели место, но их достаточно оперативно пресекли.
В украинских СМИ широко цитировался беглый экс-депутат Госдумы РФ Илья Пономарев**, который заявил, что 97% ВС РФ якобы находятся на Украине и цель рейда — заставить руководство страны отвести войска. В проукраинских телеграм-каналах распространялся вброс, что якобы убили 150 российских военных и пограничников, а еще 15 — взяли в плен.
В свою очередь пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков отмечал, что Вооружённые силы, Погранслужба и ФСБ России предпринимают необходимые меры по ликвидации террористов, а также намекнул, что ситуация в Белгородской области, скорее всего, станет предметом рассмотрения заседания СНБО РФ в присутствии главы государства.
После 14:00 Минобороны РФ заявило об уничтожении 70 диверсантов, опубликовав видео поражения боевой техники противника, укрывавшейся в лесопосадках. Около 18:00 губернатор Белгородской области заявил, что режим контртеррористической операции в регионе окончен, а в сети начали гулять фотографии трупов террористов. При этом из неофициальных источников известно, что большинство из них не имели отношения к России, а являлись украинскими гражданами. То есть людей послали на смерть ради удовлетворения амбиций Зеленского.
Резюме
Очевидно, что Киев главной своей целью в этой спецоперации сделал создание максимального информационного шума, отвлекающего внимание собственного населения, рядовых бойцов ВСУ и западных «партнеров» от сдачи Артемовска (Бахмута). И, в общем, это Зе-команде отчасти удалось — медиапиар налета на Белгородскую область был серьезный. И уже почти никто не задает вопросы, зачем были громадные потери в «бахмутской мясорубке». Также террористическая атака была направлена на дискредитацию военно-политического руководства РФ, создание у российских граждан впечатления незащищенности перед лицом внешней угрозы.
Следует отметить, что даже в западных СМИ со скепсисом относятся к легенде о «русских партизанах». Так, британская «Таймс» в своем материале писала, что рейд несет признаки операции ГУР Украины, подчеркивая, что его участники одеты в украинский камуфляж, вооружены винтовками стандарта НАТО и использовали американские «Хаммеры». Схожую мысль высказали в ВВС, чьим журналистам трудно поверить, что атака организована без помощи украинской военной разведки.
Что касается России, то ситуация вокруг Белгородской области продемонстрировала необходимость серьезного пересмотра подходов к охране государственной границы, к которой сейчас недопустимо применять подходы мирного времени.
Следует создать дополнительные оперативные резервы, которые смогут быстро привлекаться для данных задач, поскольку пограничники далеко не всегда могут справиться с возникшими угрозами. Также перезрело усиление контрразведывательной деятельности, насыщение приграничной зоны средствами наблюдения (теми же беспилотниками), чтобы выявлять противника заранее, нанося ему огневое поражение. Кроме того, стоило бы пересмотреть подходы в работе с информационным полем.
Без комплексного решения вышеописанных проблем подобные истории могут повториться и привести к большим жертвам.
* Организация признана террористической, ее деятельность запрещена в России.
** Признан в России физлицом-иноагентом, внесен в перечень террористов и экстремистов.