"Держаться вместе". Что предсказали украинские старцы и о чем говорили архимандрит Тихон и Ксения Собчак

Украинские старцы предсказывали нынешнюю войну — об этом напомнил митрополит Тихон (Шевкунов) в беседе с Ксенией Собчак
Подписывайтесь на Ukraina.ru
Беседа митрополита Псковского и Порховского Тихона (Шевкунова) с Ксенией Собчак на YouTube-канале последней вызвало живую реакцию в российском обществе. Еще бы — ведь, как отметил журналист Руслан Мармазов в статье, опубликованной в издании Украина.ру, диалог начали «два человека, два влиятельных гражданина России, представляющие возможно, совершенно разные точки зрения на происходящее сегодня, на историю страны, на её будущее...»
Собеседники действительно известные. О владыке Тихоне (Шевкунове) даже ходят слухи, что он является тайным духовником президента России Владимира Путина (сам митрополит это отрицает). Ксения Собчак — журналист, телеведущая, общественный деятель, ее считают (не все) оппонентом власти.
Военный эксперт рассказал, как Россия после Артемовска расправится с последним ноу-хау ВСУ и НАТОНоу-хау, которые пыталась придумать Украина, не срабатывают на поле боя. Мы ранее подробно разговаривали по поводу угрозы массовой атаки беспилотников. Но Россия нашла способы борьбы с ними. Даже сетка-рабица с ними хорошо справляется. Не говоря уже про ПВО и средства радиоэлектронной борьбы.
О чем же был разговор? Начали с главного — на постсоветском пространстве идет война. Митрополит Тихон назвал это огромной трагедией и общей незаживающей раной.
«Причины — это особый разговор. Но вот это ощущение, что такого не должно было бы быть, не должно ни в коем случае, и мысли о том, что, конечно же, не все было сделано для того, чтобы этого не случилось — конечно, они посещают все время», — сказал владыка, добавив, что он теперь вспоминает о словах отца журналистки — Анатолия Собчака, который еще в 1992 году предупреждал об этих событиях. И предлагал не упустить время, не допустить, чтобы Украина создала такую армию, которую «она обязательно пустит в ход». Анатолий Собчак тогда сказал, что он ни минуты в этом не сомневается, что закладывается мина под будущее всего человечества.
Тут же процитировал и украинского политического деятеля, бывшего внештатного советника Офиса президента Украины Алексея Арестовича, который в марте 2019 году заявлял, что «с вероятностью 99,9% наша цена за вступление в НАТО — это большая война с Россией». Если же Украина не вступит в НАТО, то будет поглощена Россией в течение 10–12 лет, сказал тогда Арестович. А решение о вступлении в НАТО будет принято по итогам войны.
Сказано это было за три года до начала СВО. Митрополит в связи с этим напомнил о словах Рузвельта, сказавшего, что если в политике нет случайностей, если что-то случилось — значит, так и было задумано.
И вот случилось. Отец Тихон прокомментировал обвинения украинской стороны в том, что Россия будто бы стремится захватить Украину и возродить Советский Союз, напомнив о словах Путина о тех, у кого нет сердца и о тех, у кого нет ума. Возродить снова Советский Союз невозможно, никакой реально мыслящий человек не поставит это своей целью, считает священнослужитель — никогда империи не возвращались в том масштабе, в каком были.
России хотелось бы иметь Украину союзником, но, раз там выбрали путь на Запад — «что ж, мы это поддержали», хотя и надеялись на добрососедские отношения...
Собчак напомнила митрополиту о том, что русский народ ничего другого не умеет, как строить империю. Тот отметил: сказано это было в годовщину Февральской революции — свергли царя и... начали строить новую империю. Но империю в смысле целостности в многообразии, а не в смысле империалистическом — в этом-то смысле как раз США являются настоящей империей.
Речь Посполитая 2.0. Польша хочет восстановить свою империю с помощью языкаПольская экспансия на украинские территории проходит (как сказали бы маркетологи) нативно. То есть естественно и ненавязчиво. Вот уже вице-премьер Украины Ирина Верещук заявляет, что в украинских школах могут ввести польский язык в перечень экзаменов по ЗНО (аналог ЕГЭ).
Россия тоже империя просто по определению, чтобы она империей быть перестала, ее надо расчленить, к чему многие и стремятся. А вообще по-другому Россия не может, просто «организм такой» — объединительный. На Украине по-другому, сказал Тихон (Шевкунов), напомнив о «поездах дружбы».
Сейчас, по его словам, многие на Украине жалеют — почему не приняли Минские соглашения, Донбасс был бы сейчас в составе Украины на правах частичной автономии, есть такая мировая практика. А закончилось войной.
Почему так произошло? Была третья сила, которая не давала надежды на сохранение добрососедских отношений, сказал митрополит, напомнив об учебниках истории на Украине, в которых воспитывалась «ненависть в России».
Поговорили о влиянии церкви на светскую власть в России. Святейший патриарх Кирилл регулярно встречается с президентом, по всей вероятности идут разговоры о важном, рассказал митрополит. Добавил, что и ему самому иногда удается поговорить с Путиным, знаком с ним давно. Но люди на самом верху очень одиноки, на них такой груз ответственности, какой мы и представить себе не можем, отметил он.
Можно ли было избежать 24 февраля? Наверное, но... не избежали. На Украине православные люди знали давно, что это будет — еще с 40-х годов именно украинские старцы предупреждали, что будет война между Россией и Украиной, рассказал митрополит.
Пример — покинувший нас еще в 1950 году Лаврентий Черниговский (причислен к лику святых в лике преподобных) говорил и о грядущем расколе в Церкви, предостерегал, что России, Белоруссии и Украине надо обязательно держаться вместе — «несмотря на то что их будут разделять и будут страшнейшие события».
Покинувший нас в 2002 году схиархимандрид Зосима (Сокур) — скончался он в построенном им самим в 90-е годы Николо-Васильевской обители в Донбассе, сейчас монастырь практически весь разбомбили — он тоже предостерегал, что «колотня с Киева вся начнется», оттуда покатится, не минует и Россию — но устоит Россия.
Напомнив об этих предсказаниях-предостережениях, митрополит отметил, что нынешнее разделение в Церкви — Промысел Божий, необходимые испытания, в которых «Бог рядом».
И еще о предсказаниях. Скончавшийся в декабре 2012 года схиархомандрит Иона (Игнатенко), духовник Одесского Успенского мужского монастыря, говорил, что через год после его смерти начнется разруха на Украине. В декабре 2013 году начался Майдан... Начнутся большие потрясения, а потом война. А как она начнется — «в одной стране, которая меньше, чем Россия, возникнут очень большие нестроения, будет очень много крови, в эту воронку гражданской войны небольшой страны будут втянуты и Россия, и Соединенные Штаты, и многие страны», — процитировал митрополит предсказание Ионы.
«Он предсказывал, что первая Пасха после начала этой большой смуты будет кровавой, вторая — голодной, а третья — победной», — сказал Тихон (Шевкунов). Он добавил, что наши православные братья на Украине знают, что будет, когда последний монах канонической Православной Церкви уйдет из Киево-Печерской лавры. И вот мы видим события вокруг лавры...
Собчак на это заметила, что на Украине у людей впечатление, что это Россия воюет с Украиной — «у каждого своя правда». Митрополит Тихон согласился: если на человека бомбы летят, то правда для него по-иному может выглядеть.
День в Донецке: фатализм, обстрел и ненависть к слову "Украина"Донбасс сравнивали с ростком новой России. С 2014 года сердцевина обросла девятилетними годовыми кольцами боевых действий, и жизнь в регионе продолжается вопреки. Один донецкий день, ярко иллюстрирующий местную атмосферу.
Сколько поколений понадобится, чтобы ненависти этой не стало, спросила Собчак. Ответа нет, все будет зависеть от того, как долго эту ненависть будут подогревать — был ответ. Митрополит добавил, что в Донбассе и в Крыму люди понимают, что столкнулись с самым настоящим нацизмом. И знают, что и русские подпадают на Украине под это страшное влияние — и сами готовы убивать русских. Потому — долго ли все это продлится? Может, и не очень долго, ведь нужна не победа над Украиной, а нужна победа правды Божией, заключил священнослужитель.
Говорили много еще о чем — например, о том, что привыкшие ко всему западному обыватели больших городов России не готовы к «китайскому развороту». Китайцами не станем, успокоил митрополит. И отметил, что мы к Европе относились как к цели, а Европа к нам относилась как к средству. А повороты и развороты в истории не в первый раз — вот Моисей сорок лет водил свой народ по пустыне не просто так, а водил, пока не вымерло поколение «рабов Египта».
Вспомнили 90-е годы, когда «все были безумно рады» идти на Запад — кроме тех, кто знал историю наших взаимоотношений с глобальным Западом. Который в течение всей истории взаимоотношений не воспринимал Россию как партнера, но лишь как средство достижения собственных целей — о чем и классики писали. Это еще со времен походов крестоносцев и разграбления Константинополя.
И теперь неслучайно в США на каждом шагу римские орлы, не зря там почему-то сенат, Капитолий, даже река Тибр, отметил митрополит. По его словам, по замыслу глобального Запада, Россия должна была стать «Украиной», только против Китая. Не вышло: «мы не захотели». Но конфликт между глобальным Западом и Китаем неизбежен, и Западу нужна была — и будет нужна — «антикитайская» Россия. Так что попытки «украинизации» России не случайны.
Собчак поинтересовалась, не логичнее ли было бы России в таком случае оставаться с западным миром и в качестве ответа тоже услышала вопрос: «И воевать с Китаем?» Когда на Западе поняли, что Россия не готова полностью следовать в русле западной политики, были попытки цветных революций с целью «снести режим».
Когда это тоже не получилось, оставалось одно — война, которая измотает Россию и приведет к «легкой» революции, как это уже было в начале ХХ века. Тогда тоже Запад хотел полного подчинения России. Не вышло — тогда совершили революцию с помощью наших элит.
Напомнив об этих событиях, митрополит отметил, что сейчас Россия тоже находится в очень опасной ситуации: глобальный Запад не скрывает своих целей, идут боевые действия, что касается элит...
Тогда — в 1917 году — власть в России была слаба, император Николай Второй слишком доверял западным союзникам, запретил контрразведке работать по англичанам и французам, не контролировал элиты, рассказал священнослужитель. И в феврале 1917-го совершилась классическая «оранжевая» революция. Сейчас ситуация несколько иная, отметил митрополит, добавив, что нам тем не менее необходимо учиться на исторических ошибках.
Учиться будет трудно. Особенно если учесть, что собеседники тут же стали расписывать друг другу счастливую и обеспеченную жизнь рабочих и шахтеров в царской России, ссылаясь при этом на слова Хрущева о том, как он хорошо жил в Донбассе до революции 1917 года.
Вспомнили и слова Мориса Палеолога, написавшего в своей книге «Царская Россия во время мировой войны», что «ни один народ не поддается так легко влиянию и внушению, как народ русский». И ведь так — стоит вспомнить 90-е годы ХХ века, Беловежскую Пущу...
Отвечая на вопрос Собчак, неужели он сожалеет о распаде Советского Союза, митрополит сказал: и да и нет, все же это родная страна. Скучаю не целиком по всему Советскому Союзу, а по тому, что в нем было хорошее — было и ужасное, пояснил священнослужитель.
А где были такие идеальные страны, где было бы только хорошее, без плохого, спросим мы.
В целом можно только приветствовать начало такого разговора между традиционалистами и либералами — так общество узнает о тех и о других много интересного. Так — пусть это субъективное впечатление автора этих строк — уже это начало диалога показывает, что общего у них на самом деле больше, чем кажется.
Рекомендуем